Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Предмет педагогики и научно-исследовательские методы

Предмет педагогики и научно-исследовательские методы

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века и только в последнее десятилетие возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих – передать его следующему поколению.

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения, воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.

Педагогика это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование и обучение.

Под развитием человека воспринимают определенный образ жизни в обществе, совершенствуя себя в деятельности, в труде, в поведении и общении с окружающими, взаимодействуя с природой. Это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоции, а также потребности, способности и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы общественного сознания, о месте человека в нем.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова – систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Родители передают свой опыт детям, старшим и младшим, от более опытных менее опытным, при этом воспитуемые включаются в активную деятельность, общение, сами обогащают свое сознание.

Термин «образование» принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, знаниям, имеется в виду уровень и профиль образования (начальное, среднее, высшее, профессиональное и т.д.).

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако, возрастающую роль играет самообразование, самостоятельное усвоение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся – учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве, в ходе которого осуществляется образование человека, вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на сознание и поведение, их разностороннего развития.

Воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребенок обучается развиваясь, и развивается обучаясь.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.

Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Прочее о педагогике:

Рекомендации для педагогов с целью использования рисуночной терапии для повышения мотивации к обучению
Среди множества советов педагогам по изучению и развитию мотивации выделим следующие. Дети отличаются любопытством. Поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало ...

Аннотированный обзор дидактических компьютерных игр по математике для начальной школы
Для выявления педагогических аспектов использования дидактических компьютерных игр по математике в начальной школе проведем их сравнительную экспертизу (по Смоляниновой О.Г.) для выбора дисков, удовлетворяющих цели исследования. Особенностью компьютерных дидактических игр является активное и непоср ...

Особенности проявления ценностного отношения к родине у первоклассников
Исходя из задач исследования, мы с помощью следующих методик: анкеты, выявлявшей точность и обобщенность знаний детей о Родине; - рисунка «Моя Родина», выявлявший степень наполненности образа Родины, силу проявления эмоций, полярность и устойчивость, а также «одушевленность» образа», постарались ис ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru