Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Экспериментальная методика обучения учащихся на уроках черчения в профессиональном училище

Экспериментальная методика обучения учащихся на уроках черчения в профессиональном училище

Процесс обучения является предметом глубокого изучения. Его сущность, структура, функции, движущие силы, логика подробно и всесторонне освещены в педагогической литературе.

Процесс обучения, с точки зрения В.А. Скакуна, представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя и руководимых им учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей учащихся, овладение элементами культуры умственного и физического труда.

Существенным признаком процесса обучения, по его мнению, является сообщение учащимся и усвоение ими системы глубоких, применимых, на практике, прочных знаний и умений. Формирование мировоззрения, познавательных потребностей и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний и умений и в тесной связи с ними. Усвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, хотя и руководимой и направляемой преподавателем.

Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов рассматривают усвоение знаний как основное содержание и важнейшую задачу учебной деятельности. Усвоение обычно определяют как слияние нового опыта с прежним, превращение накопленного социального опыта в достояние личности, в ее свойства. Как процесс усвоение представляет собой определенную последовательность шагов, этапов, которые выступают основой осознанного и педагогически целесообразного построения преподавателем процесса обучения, так как его логика и выбираемые методы обучения напрямую определяются логикой и структурой процесса обучения.

В.А. Мижериков считает, что усвоение – это форма познания, основной способ приобретения индивидом общественно-исторического опыта. В процессе усвоения человек овладевает специальными значениями предметов и способами обращения с ними, нравственными основами поведения и формами общения с людьми. Усвоение – способность сделать свойственным, привычным для себя что-либо новое, а поняв, разобравшись в чем-либо,- запомнить, выучить.

Г.М. Коджаспирова выделяет усвоение как овладение человеком в процессе обучения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.

П.П. Блонский, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский П.Я., Гальперин дают следующее определение усвоения. Усвоение знаний – познавательная деятельность, направленная на овладения знаниями, умениями и навыками. Они считают, что процесс усвоения является психологической стороной учения, показывающей, как педагогические воздействия отражаются в сознании учащихся, в их учебной и практической деятельности и в какой мере учение служит целям всестороннего развития учащихся и выработке у них научного мировоззрения.

По мнению В.А.Скакуна прочно усвоить знания - это значит, прежде всего, уметь правильно воспроизвести изученные факты, законы, правила, способы действия и т. п. устно, письменно, графически или практически. Без этого нет знаний. Возможность правильного воспроизведения усвоенного обеспечивается его прочным запоминанием.

Н.Ф. Талызина считает, что главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берет, то есть выполняет какую-то деятельность, какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения, по ее мнению,– это всегда выполнение учащимися определенных действий. Поэтому при планировании усвоения любых знаний необходимо определять, в какой деятельности (в каких умениях) они должны использоваться учащимися – с какой целью они усваиваются.

Таким образом, усвоение представляет собой сложный процесс овладения человеком знаниями и способность сделать их свойственными, привычными для себя.

Рассмотрим алгоритм процесса усвоения знаний.

В работах С.Л. Рубинштейна усвоение представляется как процесс, включающий в себя четыре этапа: восприятие учебного материала, его осмысление, запоминание и применение. Однако в некоторой педагогической литературе выделяется наряду с этими этапами еще обобщение и систематизацию. Задачей педагога является организация всех этих этапов на уроке (схема 1).

Схема 1 - Процессы усвоения знаний

В педагогической литературе приводится достаточно подробная характеристика указанных выше этапов. Рассмотрим подробно каждый этап.

Восприятие учебного материала, по мнению С.Л. Рубинштейна, представляет собой выделение объекта изучения и определение его свойств. Организация восприятия осуществляется преподавателем с помощью разнообразных наглядных средств или опоры на имеющиеся впечатления. Результатом данного этапа усвоения является формирование у обучающихся представлений об объекте, явлении и т.д.

Ю.К. Бабанский и В.А. Сластенин определяют восприятие как отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств. Они считают, что восприятие предполагает узнавание предметов и явлений, отнесение их к определенным группам, известным учащемуся по его прежнему опыту. Советским ученым П.К. Анохиным доказано существование так называемого опережающего отражения, которое проявляется в том, что человек в процессе восприятия уже ожидает проявление некоторых свойств явлений, опираясь на свои прежние знания, практический опыт и тому подобное. В процессе обучения происходит восприятие не только предметной наглядности, но и знаковых ее форм, а также словесной информации преподавателя.

В.А. Сластенин утверждает, что при организации восприятия как целенаправленной деятельности, то есть наблюдения, необходимо исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо давать две единицы пояснений, т. е. дополнительной информации.

По мнению С.Я. Батышева воспринять - значит разобраться в сущности изучаемого, связать его с тем, что уже известно, познать его проявления, свойства, способы применения и т.д. Успешное восприятие создает прочный фундамент учебной и учебно-производственной деятельности учащихся.

На восприятие информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и другое. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед учеником задачи, от мотивов его деятельности и установок, а также эмоций, которые могут изменять содержание восприятия.

Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом.

Современный подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации и жизненной реальности. Задача педагога состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность, умело поддерживать внимание, учить выделять в процессе восприятия главное, основное, существенное, активизировать собственные усилия ученика по усвоению нового материала.

С.Я. Батышев выделяет внутренние и внешние психолого-педагогические факторы и условия, обеспечивающие эффективность восприятия. Внешние факторы восприятия определяются прежде всего содержанием учебного материала. Учебный материал по его содержанию может быть легким и трудным для восприятия. Трудность учебного материала определяется его новизной, технической сложностью, наличием причинно-следственных зависимостей, степенью конкретности и абстрактности, связью с жизнью, практикой. К внутренним факторам относятся: внутренняя установка учащегося на восприятие, на усвоение учебного материала в целом, наличие у учащихся ориентировочной основы деятельности (т.е. четкого представления, что, как, для чего воспринимать, какие для этого следует применять приемы, способы, средства, как ими пользоваться, какие требования предъявляются к качеству восприятия, как будет производиться контроль восприятия, по каким ориентирам производить самоконтроль). Также то, что необходимо узнать и сознательно воспринять, должно быть выделено учащимися из всех остальных воспринимаемых сторон изучаемого.

Одним из важнейших факторов успешного восприятия, как и усвоения в целом, является интерес учащихся к изучаемому. Опираясь на этот важнейший мотив учения, можно достичь больших успехов и результатов, чем применением, предписаниями, жесткими требованиями.

Качество восприятия в решающей степени определяется пониманием учащимися изучаемого материала. Если учащиеся его не поняли, то восприятия фактически не будет. Понимание всегда означает включение нового материала в систему уже сложившихся представлений и понятий, связывание незнакомого материала с уже знакомым. В процессе восприятия учащиеся активно работают: припоминают, анализируют, сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

Таким образом, под восприятием понимается процесс «схватывания» объекта изучения, в результате чего происходит формирование у учащихся представлений об объекте или явлении. Но понимание еще не обеспечивает полного усвоения изучаемого явления. Оно является лишь исходным основанием для последующего, более глубокого и разностороннего осмысления изучаемой информации.

По мнению Ю.К. Бабанского осмысление – это элемент усвоения, характеризующийся уже более глубоким протеканием процессов сравнения, анализа связей между изучаемыми явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. В ходе осмысления значительно обогащается понимание изучаемого, оно становится более разносторонним и глубоким. На таком этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зачатки убеждений, умений доказывать справедливость определенных выводов, делать учебные открытия. В результате учащийся не только понимает материал, но и глубоко осмысливает его и уверенно овладевает им.

В.А. Сластенин считает, что осмысление изучаемой информации требует задействования общеучебных умений и навыков, опирающихся на такие приемы умственной деятельности, в основе которых лежат с мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Осмысление учебного материала сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему, понимания его социального, том числе практического, значения и личностной значимости. Осмысление непосредственно перерастает в процесс обобщения знаний.

С точки зрения С.Л. Рубинштейна организация процесса осмысления предполагает выявление сущности понятия на основе мыслительных действий: сравнения, сопоставления, классификации, анализа, обобщения, абстрагирования от внешних, несущественных признаков и выделения существенных, а также установления взаимосвязи данного учебного материала с другим, изученным ранее. Результатом становится формирование понятий, установление причинно-следственных связей, законов и закономерностей, общих принципов устройства и функционирования определенных механизмов.

Следовательно, осмысление – это элемент усвоения, для которого очень важно формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, разнообразные приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение и др.), широко использовать элементы проблемного обучения, вовлекать учащихся в проведение исследовательских демонстраций и опытов.

С точки зрения Ю.К. Бабанского и С.Я. Батышева важнейшим компонентом усвоения как результата учебной деятельности является запоминание изученного, сохранение его в памяти, готовность в любое время воспроизвести, применить для решения учебных и практических задач.

Запоминание учебного материала, по мнению С.Л. Рубинштейна, происходит в результате многократного восприятия или повторения, воспроизведения существенных свойств и отношений.

Запоминание может быть непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой, и произвольным, требующим особых волевых усилий и специально организованной деятельности.

Произвольное запоминание может осуществляться двумя способами: механическим и осмысленным. В учебной деятельности основу составляет осмысленное запоминание. Однако далеко не все, что предстоит запомнить, требует осмысленного запоминания. Механически запоминаются адреса, хронологические даты, специальные термины, исключения из правил, название деталей, «жесткая» последовательность действий и т.п. Таким образом, в учебной деятельности осмысленное запоминание полезно сочетать с механическим.

Проанализировав эти понятия можно сделать вывод, что запоминание знаний – это запечатление их в памяти. Чем активнее учащийся работает с материалом, тем он лучше его запоминает. Более продолжительно сохраняются знания, основанные на понимании закономерностей и, причинно-следственных связей. Чем меньше объем информации, тем легче ее запомнить.

По мнению Т.А. Ильиной, процесс усвоения знаний будет только тогда полным и завершенным, если учащийся будет знать, как применять эти знания на практике, и научится их применять, выработав соответствующие умения и навыки.

Из работ С.Я. Батышева можно сделать вывод, что применение знаний в деятельности, на практике (учебной, трудовой) определяет их истинность, является критерием их усвоения. Только по проявлению знаний, по включению их в определенную деятельность можно судить об их наличии.

Ю.К. Бабанский рассматривает применение знаний как процесс, способствующий более свободному овладению ими, усиливающий мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делающий знания более прочными, жизненными и от того осмысленными.

С.Л. Рубинштейн утверждает, что организация данного этапа усвоения предполагает включение обучающихся в постепенно усложняющуюся деятельность по решению системы задач: сначала - применение знаний в стандартных ситуациях, затем - перенос их в новую для студента ситуацию, использование для решения новых задач.

Таким образом, применение знаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению различных явлений реальной действительности, решению задач, переносу знаний в различные области. На основе полученных знаний учащиеся решают задачи, работают с карточками, заданиями, составляют схемы, разрабатывают технологические процессы.

Обычно в педагогической литературе обобщение включают в процесс осмысления, но некоторые авторы выделяют его в самостоятельный этап усвоения, подчеркивая при этом его значимость.

Так, например, по мнению Ю.К. Бабанского и С.Я. Батышева, обобщение представляет собой процесс, в ходе которого выделяются и объединяются общие существенные черты предметов и явлений действительности, изучаемых в соответствующий период обучения.

Исходя из этого можно сделать вывод, что в основе обобщения лежит мысленное выделение общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Систематизацию С.Я. Батышев рассматривает как мыслительную деятельность, в процессе которой изучаемые объекты организуются в определенную систему на основе выбранного принципа, основания.

С точки зрения психологии систематизация есть естественное свойство всякой умственной деятельности, без нее невозможно установление взаимосвязи между явлениями действительности, научное познание. В учебной деятельности процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний.

В современной дидактике различают понятия "систематичность знаний" и "системность знаний". Систематичность знаний означает наличие в сознании учащихся содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний. Системность знаний учащихся характеризуется наличием в его сознании объемных связей, раскрывающих отношения между различными элементами знаний внутри теории.

Необходимо обратить внимание на достаточную условность выделения данных этапов, так как каждый этап усвоения частично включает в себя другой. Так осмысление начинается уже на этапе восприятия; запоминание (прочность усвоения) зависит от того, как организовано восприятие и осмысление, применение.

А.Н. Леонтьев рассматривает усвоение знаний как процесс освоения умственных действий в результате преобразования действий, совершаемых во внешней, предметной форме, во внутреннюю, собственно умственную. На основе этого подхода разработана оригинальная теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, определяющая основные этапы усвоения знаний.

1) мотивационный: осознание и принятие цели формирования действия;

2) ориентировочный: обучающийся осваивает ориентировочную основу действия (ООД), - инструкцию, алгоритм его выполнения, обеспечивающие его безошибочное выполнение;

3) материальный (материализованный): на основе ориентировочной основе действия обучающийся выполняет действие с предметами (материальное) или с моделями предметов (материализованное);

4) громкоречевой: действие выполняется без предметов в форме устной речи путем проговаривания каждой операции;

5) внутриречевой: действие выполняется на основе проговаривания каждого шага про себя (внутренняя речь). При этом постепенно действие свертывается путем слияния отдельных операций в одно целое;

6) умственный: действие переводится во внутренний план и выполняется умственно, без фиксации отдельных шагов, как единое целое, постепенно автоматизируется и становится навыком.

Для оценки знаний и умений учащихся применяют уровни усвоения учебного материала выделенные В.П. Беспалько. Он выделяет четыре уровня усвоения знаний, разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности. Особую значимость в процессе усвоения знаний В.П. Беспалько придает пониманию. Без него, по мнению автора, не возможен переход на последующие уровни усвоения знаний. На основе этого, он рассматривает следующую схему усвоения учебной информации учащимися (схема 2):

Схема 2 - Уровни усвоения учебной информации

0 (нулевой) уровень усвоения – понимание – отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

I уровень усвоения – узнавание (ученический) – обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).

II уровень усвоения – воспроизведение (алгоритмический) – обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

III уровень усвоения – применение (эвристический) – способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное.

IV уровень усвоения – творчество – обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.

Кроме данной классификации, находит место определение уровней усвоения в соответствии с общими этапами усвоения предложенное В.П.Симоновым. Он выделяет следующие уровни усвоения знаний.

1. Опознание, различение: соответствует первому этапу усвоения, характеризуется наличием у учащихся представления об основных свойствах, признаках предмета, явления, процесса, умением выделять их из ряда других предметов, явлений и т.д.

2. Запоминание, неосмысленное воспроизведение изученного:

учащийся знает, помнит и может воспроизвести учебный материал. Данный уровень является достаточным для усвоения конкретных фактов, дат, количественных показателей, правил, аксиом, не требующих понимания, объяснения. В то же время характеризует низкий уровень усвоения материала, требующего понимания и применения.

3. Понимание, осмысленное воспроизведение: обучающийся не только воспроизводит учебный материал, но и понимает его сущность, может его объяснить, интерпретировать, пересказать своими словами, привести конкретные примеры.

4. Применение в стандартных ситуациях, действия по образцу:

полученные, осмысленные и закрепленные знания применяются для решения типовых задач.

5. Перенос, применение имеющихся знаний и способов деятельности в новых условиях, для решения новых задач; обучающиеся используют полученные знания и способы деятельности в нестандартных, не-алгоритмизированных ситуациях, дополняя, развивая, перекомбинируя их, вырабатывают на основе уже освоенных новые способы. Данный уровень, в отличие от всех других, является творческим и характеризует высокий уровень усвоения.

В современной педагогической литературе наиболее распространены уровни усвоения В.П. Беспалько, поэтому при нашем исследовании мы будем придерживаться его теории.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что усвоение – это сложный процесс овладения человеком знаниями и способность сделать их свойственными, привычными для себя. Оно включает в себя: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизацию.

Восприятие представляет собой процесс «схватывания» объекта изучения, в результате чего происходит формирование у учащихся представлений об объекте или явлении.

Осмысление – это элемент усвоения, для которого очень важно формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, разнообразные приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение и др.), широко использовать элементы проблемного обучения, вовлекать учащихся в проведение исследовательских демонстраций и опытов.

Под запоминанием понимается запечатление знаний в памяти.

Применение знаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению различных явлений реальной действительности, решению задач, переносу знаний в различные области. На основе полученных знаний учащиеся решают задачи, работают с карточками, заданиями, составляют схемы, разрабатывают технологические процессы.

Обобщение – это мысленное выделение общих и существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Под систематизацией знаний понимают естественное свойство всякой умственной деятельности, без которого невозможно установление взаимосвязи между явлениями действительности, научное познание. В учебной деятельности процесс систематизации осуществляется в единстве с процессом обобщения знаний.

Для оценки знаний и умений учащихся применяют уровни усвоения учебного материала: понимание, узнавание, воспроизведение, применение и творчество.

Понимание является «фундаментом» усвоения знаний учащимися. Оно предполагает отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

На уровне узнавания обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).

Воспроизведение предполагает самостоятельное воспроизведение и применение информации учащимся в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

Применение – способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное.

Творчество – уровень усвоения, на котором обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.

Прочее о педагогике:

Экологический подход к содержанию труда по уходу комнатными растениями
Уголок природы в подготовительной к школе группе должен отличаться от уголка в старшей группе, как по качеству, так и разнообразию. Значительно расширяется объём знаний, которые получают дети 6 – 7 лет, благодаря более глубокому знакомству с жизнью разнообразных видов растений, а также в результате ...

Характеристика средств физического воспитания
К средствам физического воспитания относятся гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие человека оказывают также влияние разнообразные движения, входящие в различные виды деятельности (труд, лепка, рисование, одевание и др.), безусловные рефлексы ...

Основы изменений в методологии преподавания иностранных языков
В современной практике преподавания иностранного языка в вузе уже используются разнообразные педагогические технологии (Дж.И. Айзель, М.И. Айзель, В.И. Боголюбов, Гир Брофи, А.Б. Войцеховский, Р. Гагн, Н.Л. Гейдж, Б.И. Глазов, Р. Гластер, Дж. Гудлэд, Г.В. Гурчикова, С.М. Джакупов, Е.И. Дмитриева, С ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru