Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Исследование работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания дошкольников. Эта задача выступает перед каждым педагогом в числе задач первостепенной важности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания дошкольников, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Ребенок не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое.

Актуальность этой проблемы бесспорна и главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческого потенциала. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).

Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условия и методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значение и роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательному учреждению (Т.Н. Филютина).

Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Объект исследования: воспитание самостоятельности у старших дошкольников.

Предмет исследования: работа педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Определить особенности формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.

Проанализировать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Исследовать работу педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Разработать программу воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.

Оценить эффективность программы воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.

Гипотеза исследования: воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент.

База и этапы исследования: МДОУ ЦРР №456 г. Челябинска.

В исследовании принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап – анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов по проблеме исследования, формирование основного положения исследования, подбор методик для определения самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Второй этап – проведение экспериментального исследования по определению эффективности программы воспитания самостоятельности у старших дошкольников в ДОУ.

Третий этап – обработка результатов эксперимента, письменное оформление работы, подготовка ее к защите.

Практическая значимость работы: предложенная программа может быть использована в методической работе типового ДОУ, в деятельности педагогов по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников.

Прочее о педагогике:

Описание опыта апробации идей русской школы в лицее М2 21 г. Кирова
Апробация проводилась нами в период с 1 февраля по 8 марта 2010г. в 2 «а» классе лицее №21 г. Кирова. Программа опытной работы включала: 1) Организацию и проведение интеллектуально-познавательной игры «В гостях у сказки». 2) Организацию и проведение военно-патриотической беседы «Герои Вятки». Прове ...

Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, общ ...

Рисуночная терапия как средство повышения мотивации к обучению у младшего школьника
Еще в XIX веке педагоги, дефектологи и врачи использовали приемы изобразительной деятельности для лечения невротических расстройств у детей. А также — для оптимизации их познавательного развития. О.Н. Карабанова отмечает: «Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через разв ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru