Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Особенности формирования нравственных качеств у школьников в условиях учреждений дополнительного образования

Нравственный кризис в современном обществе, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, нарушение связи и духовно-нравственной преемственности поколений, трудности социализации, снижение воспитательной роли семьи актуализируют проблему целенаправленного и последовательного формирования нравственной культуры личности, основы которой закладываются в детском возрасте, являющемся важным этапом становления морального облика ребенка, формирования нравственного сознания, развития его нравственных качеств, приобретения субъектного опыта деятельности и поведения. Поэтому важно с детских лет заложить основы нравственности, сформировать первые моральные представления, чувства, привычки, отношения, которые в дальнейшем помогут стать растущему человеку "действенным субъектом человеческого сообщества" . По своей актуальности проблема воспитания нравственной культуры личности считается одной из самых важных и сложных социально-педагогических проблем.

В нашем исследовании педагогическое решение задач, направленных на формирование нравственных представлений младших школьников, основано на рассмотрении дополнительного образования как необходимого условия успешной социализации в современном обществе. Дополнительное образование определяется как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности ребенка. Становление системы дополнительного образования детей происходит на базе многолетнего опыта работы с детьми и тех традиций, которые связаны с внеклассным и внешкольным воспитанием и обучением. В связи с этим, одним из направлений деятельности педагога в процессе дополнительного образования является развитие социально-нравственных качеств ребенка.

В истории образования и педагогической мысли накоплен большой арсенал работ, посвященных проблеме воспитания нравственности (В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, Д. Локк, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.), которые представляют значительный интерес и в настоящее время.

Проблема нравственного воспитания личности рассматривается в работах Е.В. Бондаревской, О.С. Богдановой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, О.С. Газмана, С.А. Козловой, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, С.В. Петериной, В.С. Селиванова, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, Н.Е. Щурковой и др.

Вопросы дополнительного образования на современном этапе рассматриваются в работах Л.В. Кузнецовой, А.Б. Фоминой, А.И. Шемшуриной.

Анализ исследований показал, что проблеме формирования нравственных качеств младших школьников в системе дополнительного образования уделено недостаточно внимания. В связи с этим, рассмотрение данной проблемы является актуальным в силу повышения требований общества к нравственной культуре, социализации младшего школьника в современных условиях.

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости научного исследования проблемы формирования нравственных качеств младших школьников в системе дополнительного образования.

Объект исследования – нравственная культура личности.

Предмет исследования – процесс воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

Цель исследования – определение и научное обоснование педагогических условий эффективного воспитания основ нравственной культуры у младших школьников в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Воспитание основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста будет более результативным, если:

1) педагогическое сопровождение процесса воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста осуществляется с учетом динамических характеристик проявления их нравственной культуры; на основе педагогической поддержки ребенка, гармонизации отношений, учета субъектного опыта детей, дифференциации и индивидуализации содержания, форм и методов воспитания основ нравственной культуры у детей;

2) процесс воспитания нравственных ценностей основан на гуманистических нравственно-ценностных ориентирах (идеалах), направленных на деятельностное добро, справедливое и должное (во благо).

Задачи исследования:

1. Определить методологические позиции и проанализировать основные тенденции развития проблемы воспитания основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста.

2. Определить и обосновать критерии и уровни проявления основ нравственной культуры у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.

3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие эффективности воспитания основ нравственной культуры у детей.

Мы опирались на:

− психологические труды, в которых обосновывается необходимость учета своеобразия особенностей психического развития личности, создания условий для развития и саморазвития нравственной личности, становления ее индивидуальности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Т.А. Репина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Селиванов, В.А. Сонин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, С.Г. Якобсон и др.);

− концептуальные идеи о проектировании воспитательно-образовательного процесса в условиях дополнительного образования (Е.Н. Герасимова, Р.Р. Денисова, Н.В. Иванова, М.В. Корепанова, Е.А. Кудрявцева, И.В. Сушкова и др.).

Методы исследования:

Теоретические: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, наблюдение, педагогический эксперимент.

В качестве эмпирических методов исследования были применены: анализ опыта работы УДО на примере Московского Городского дворца творчества детей "На Полянке" - наблюдение и анализ практической деятельности педагогов и детей на учебных занятиях в рамках констатирующего эксперимента; комплексная методика формирующего эксперимента по изучению становления нравственных качеств младших школьников в учреждениях дополнительного образования; педагогический эксперимент.

Для подтверждения гипотезы исследования, нами были использованы следующие методики:

Анкетирование учащихся "Мой идеал"

Видоизмененная методика М. Рокича,

Методика Н.Е. Щурковой Фантастический метод,

Базой исследования выступило учреждение дополнительного образования детей Московского Городского дворца творчества детей "На Полянке"

Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности удовлетворения запросов государства в области нравственного образования, социализации и повышении уровня нравственной воспитанности младших школьников, успешно адаптирующихся к современным условиям жизнедеятельности в социуме.

Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, в консультационной работе с родителями, в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогов.

Прочее о педагогике:

Понятие интеллектуального развития дошкольника
На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляц ...

Сущность и особенности воспитания культуры
Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности ...

Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома
При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу программы. В отличие от других програм ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru