Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе

Изучение жанра антиутопии на уроках литературы в школе

В последние годы в литературоведении отмечается значительный интерес к жанрам утопии и антиутопии. Появились публикации отечественных и зарубежных исследователей, в которых произведения утопического и антиутопического жанров рассматриваются как «неотъемлемая часть мировой культуры», подчеркивается их «непреходящее значение» (Арсеньева Н.Н., Баталов Э.Я., Белигалиев Т.А., Бритиков А.Ф., Быстрова О.В., Геллер М.Л., Давыдова Т.Т., Зверев А.М., Золотоносов М., Кагарлицкий Ю.И., Каракан Т.А., Коломийцева Е.Ю., Лазаренко О.В., Ланин Б.А., Латынина Ю., Муравьев В., Чаликова В.А., Чернышева Т., Черткова Е.Л., Шестаков В.П.).

Нравственно-философские искания утопистов и антиутопистов, их внимание к духовному миру личности отвечают потребности учеников-читателей в осмыслении глубинных процессов, происходящих в мире и человеке, оказывают влияние на формирование их общекультурного уровня. Изучение утопической и антиутопической литературы открывает старшеклассникам новые взгляды на жизнь, даёт возможность глубже понять законы развития человеческого общества, подводит учащихся к осознанию их места в социуме, способствует личностному самоопределению.

Учёт проблемы жанра при изучении утопической и антиутопической литературы в школе является важнейшим условием для постижения авторской концепции, проникновения в идейно-художественную структуру произведения. Внимание к жанровому своеобразию утопических и антиутопических произведений усиливает интерес учащихся к литературе, активизирует их мыслительный процесс, формирует у них самостоятельные суждения и оценки, вооружает учеников навыками анализа произведения в единстве формы и содержания, способствует литературному развитию старшеклассников.

В методике преподавания литературы проблема изучения произведений утопического и антиутопического жанров мало исследована. На сегодняшний день существуют только методические рекомендации к урокам, посвященным изучению утопической и антиутопической литературы (Айзерман Л.С., Боришанская М.М., Лакшин В., Лaнин Б.А., Нянковский М.А., Скороспелова Е.Б., Харитонова О.Н., Шайтанов И.). Но теоретические обобщения по рассматриваемой нами проблеме пока отсутствуют.

Таким образом, актуальность исследования

определяется, во-первых, недостаточной методической разработанностью проблемы изучения произведений утопического и антиутопического жанров на уроках литературы в старших классах средней школы; во-вторых, необходимостью поиска эффективных средств решения избранной проблемы. Этот поиск привёл нас к разработке системы изучения утопических и антиутопически: произведений с учётом их жанрового своеобразия.

Методологической и теоретической

основой настоящего исследования явились труды по философии (Аристотеля, М. А. Антония, Н. А. Бердяева, Д. С. Милль и др.) по теории и методике обучения литературе в школе (Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, Б.С. Локшиной, Моляко В.А., Маранцман В.Г и др.).

Цель исследования:

изучить особенности преподавания жанра антиутопии на уроках литературы в средней школе.

Объектом исследования

является процесс изучения произведений утопического и антиутопического жанров и их роль в литературном развитии школьников.

Актуальность проблемы

и ее нерешенность в методической науке определили выбор предмета

исследования – методическая система изучения произведений утопического и антиутопического жанров, способствующая формированию мировоззрения и художественного вкуса старшеклассников, повышению их общекультурного уровня.

Цель предполагает решение ряда задач

:

- рассмотреть состояние проблемы на разных этапах развития школьных программ и в практике школьного изучения антиутопических произведений на современном этапе;

- осветить психолого-педагогические основы и трудности изучения произведений антиутопического жанров в средней школы;

- разработать систему вопросов и заданий, обеспечивающих поэтапное формирование у старшеклассников представлений об антиутопической литературе, её жанровом своеобразии;

- выявить особенности жанра утопии и антиутопии;

- рассмотреть особенности жанра антиутопии в произведениях русских и английских писателей ХХ века.

Гипотеза исследования.

Изучение утопических и антиутопических произведений, способствующих личностному самоопределению учеников, развитию читательских интересов и художественного вкуса старшеклассников, будет успешным, если:

- будут учитываться особенности восприятия произведений утопического и антиутопического жанров, возрастные особенности и возможности старшеклассников;

- будет осуществляться поэтапность в формировании представлений об утопической и антиутопической литературе и её жанровом своеобразии;

- будет разработана и использована система изучения произведений антиутопического жанров, основывающаяся на принципах сопоставления; жанровой обусловленности авторской позиции; соответствия форм, методов и приёмов анализа жанровой природе произведения.

В данной работе

были использованы такие методы исследования

, как культурно-исторический, сравнительно-исторический, социологический, психологический, метод литературной герменевтики, формальный, а также был применен структурный метод, что позволяет проследить взаимодействие произведений разных писателей, их связь с теоретическими и философскими взглядами писателей, поставить их имена в контекст русской и мировой литературы.

Научная новизна

исследования состоит в том, что в нем:

- рассмотрено одно из перспективных направлений методики преподавания литературы – школьное изучение произведений антиутопического жанра в старших классах;

- с опорой на литературоведческие, психологические, методические концепции теоретически разработана и обоснована система изучения антиутопических произведений с учётом их жанрового своеобразия в средней школе;

Прочее о педагогике:

Возможность использования ролевой игры при обучении говорению
Рассмотрев сущность понятия РИ и её основные характеристики , перейдём к определению места данного приёма в современной методике преподавания ИЯ. Большое влияние на методику преподавания ИЯ оказала коммуникативная лингвистика , выдвинувшая , в частности , проблему использования РИ. В 70-х годах ком ...

Структура и содержание фрагмента электронного учебника по теме «Моделирование лифа» специальности «Моделирование одежды»
Электронный учебник по дисциплине «Моделирование одежды» (раздел «Моделирование лифа») разработан в программе Microsoft Offis FrontPage -2003. Для разработки и оформления учебного материала для электронного учебника используются программы MS Word и Paint, вхлдящие в стандартный пакет операционной с ...

Целостный образ преподавателя в процессе лекции
Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство). Отношения «преподаватель - студенты»: уважительные, в меру требовательные. Нравственный контакт обеспечивает сотрудничество пр ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru