Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках

Исследование феномена воспитания старшеклассников в интенсивных педагогических практиках

В современной педагогической литературе общим местом стали разговоры о том, что система массового образования не справляется с задачами современного воспитания.

Для современной культурно-исторической ситуации характерен высокий уровень социальной и культурной динамики, когда за время жизни одного поколения происходят значительные изменения в ценностных ориентациях и социальном устройстве общества. В небольшой промежуток времени человек может занимать различные социальные позиции.

В новых условиях, для ориентации в поликультурном мире, несущем в себе различные идеалы, образы и стили жизни, для основания своего собственного жизненного мира современному человеку необходимо вырастить образ себя и своей деятельности для соотнесения с окружающей действительностью и определения своей принадлежности к той или иной субкультуре.

Современная ситуация требует подготовки ответственного, целеустремленного выпускника, обладающего профессиональным мышлением, способным самоопределяться и дерзать. Дерзать не только знаниями, но и средствами самоорганизации на деятельность и мысль.

Т. о. сегодня необходимо видеть и понимать линии развития мышления и деятельности и вместе с тем рефлектировать необходимость изменения своей собственной деятельности в связи с тенденциями развития.

Школа становится нечто большим, чем источник знаний, умений и навыков. Наиболее важным является не столько понимание каких-то факторов, сколько отношение человека к этим факторам и воздействиям, смысл, который они для него приобретают.

Проблема: становление субъектности ребенка связано с формированием его опыта жизненного самоопределения, а, следовательно, воспитание не представляется возможным иначе, чем через ситуации личностного самоопределения.

Общеобразовательная школа не может решать задачи современного воспитания старших подростков в силу своего уклада, который практически не соответствует возрастным особенностям. Независимо от того, каким образом полагается основное содержание, как проектирование, как самоопределение, как самостоятельные подростковые инициативы, мы сталкиваемся с жесткостью устройства школьного уклада и ограничениями на возможное содержание.

Во-первых, конструкция школьного содержания образования, восходит еще к проекту Коменского. Сколько бы ни говорилось о деятельностном подходе, семиотической, постмодернистской, проектной культуре, которая должна быть представлена в образовании – основу школьного образования (в средних и старших классах) составляют, в основном, традиционные науки.

Во-вторых, единицей «упаковки» содержания учебного процесса является учебный курс. Даже если это курсы по выбору, самоопределение школьников в образовательном пространстве, фактически, сводится к выбору приоритетного курса, причем основанием для выбора, как правило, является польза для поступления в конкретные ВУЗы.

Гипотеза: определенным образом организованное образовательное пространство позволяет выстроить отношение к собственной ситуации развития. Повышенный уровень формирования определенных воспитательных эффектов связан с особым (отличным от массового образования) содержанием школ и созданием особого уклада, т. е. тех форм отношений, благодаря которым удается включить школьника в содержание.

Дети понимают, как такие ситуации организуются, и научаются их сроить хотя бы в собственной жизни.

Объектом нашего исследования стало образовательное пространство Интенсивной формы дополнительного образования на примере Школы Развития.

Предметом исследования является совокупность воспитательных эффектов образовательного процесса Школы Развития.

Цель работы: описание прецедентов ситуаций развития детей на Школе Развития и обоснование их как воспитательных эффектов, возникновение которых обусловлено особым пространственным и содержательным устройством Школы.

В рамках данной работы решались следующие теоретические и практические задачи:

Анализ существующих теоретических подходов к воспитанию.

Оформление теоретических представлений о воспитании.

Описание образовательного пространства и содержания образовательного процесса массовой школы и Интенсивной Школы Развития.

Проведение анализа воспитательных эффектов.

Описание обнаруженных эффектов в контексте формирования только при такой организации пространства.

База исследования:

Интенсивная Школа Развития, проходившая в г. Назарово для учеников 9 – 11 классов;

«выпускники» нескольких Школ Развития.

В качестве методов исследования мы использовали:

метод включенного наблюдения;

метод письменного опроса;

интервьюирование;

интерпретация результатов.

Изменения отслеживались на специально заданных формах работы:

Общем заседании по решению задачи;

Рефлексивной процедуре «Свечка»;

Письменных текстах детей;

Интервьюировании школьников, неоднократно участвовавших в школах.

Следует кратко отметить наиболее важные с нашей точки зрения, результаты работы:

Сформулированы понятия и теоретические положения воспитания;

Выделено базовое направление педагогической работы, как формирование способности субъекта занять рефлексивную позицию по отношению к способам работы, нормам взаимоотношений, вариантам самоопределения, собственной ситуации развития;

Определены основные модели воспитательной работы, учитывающей возрастные особенности детей;

Получены результаты исследования воспитательной работы в интенсивной Школе Развития.

В главе 1 проводится обзор понятий «воспитание» и «социализация», сравнительный анализ педагогических взглядов на задачи воспитания Д. Локка и Платона, анализ теоретической работы по воспитанию и схемы типов педагогической деятельности Мацкевича, что составляет основу для описания педагогической практики Школы Развития. А также рассмотрены представления о развитии ребенка, применимые к процессу воспитания.

В главе 2 для построения образа «культурного героя» задаются особенности культурно-исторической ситуации. Описаны особенности подросткового возраста. Приводится характеристика системы массового школьного воспитания, а также описание вытекающих проблем по реализации воспитательной работы для системы массового образования. Предложена система Дополнительного Образования для решения возникших проблем и задач воспитания школьников и его обоснование.

В главе 3 на основе схемы В. Мацкевича приводится описание образовательного пространства и содержания процедур Интенсивной Школы Развития. Описание достигнутых воспитательных эффектов в контексте приобретения их на Школе.

Прочее о педагогике:

Самоопределение учащихся
В мире профессий тысяча. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, то есть получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способность, укрепить характер, стать достойным человеком. Профессия необходима человеку та ...

Работа с личностью ученика
Педагог, работающий в учебном заведении даже непродолжительное время, знает, как нелегко ученикам не только на первом году обучения, но и в последующем преодолевать разного рода сложные ситуации адаптации, общения, обучения. Молодому человеку трудно ориентироваться в современном мире, часто он не п ...

Описание опыта апробации идей русской школы в лицее М2 21 г. Кирова
Апробация проводилась нами в период с 1 февраля по 8 марта 2010г. в 2 «а» классе лицее №21 г. Кирова. Программа опытной работы включала: 1) Организацию и проведение интеллектуально-познавательной игры «В гостях у сказки». 2) Организацию и проведение военно-патриотической беседы «Герои Вятки». Прове ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru