Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста

Педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста

В условиях сложных социокультурных перемен, которые происходят и должны произойти в Казахстане, особое внимание уделяется новому качеству подготовки молодежи к профессиональной деятельности, на что указывается в государственных документах об образовании: Закон РК «Об образовании», программных документах национального проекта «Образование». В данных документах отмечается необходимость решения задачи формирования личности специалиста, профессионализм и культура поведения которого соответствует тенденциям развития современного общества.

В психологии и педагогике к настоящему времени накоплены значительные научные знания, необходимые для решения данной задачи. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущего специалиста в высшей школе рассматриваются А.А. Деркачом, И.Ф. Исаевым, Э.Ф. Зеером, Е.А. Климовым, Н.В. Кузьминой, В.И. Слободчиковым, А.М. Столяренко, А.Р. Фонаревым и другими. Особое значение при решении поставленной задачи имеют идеи гуманитарного образования (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, А.С. Запесоцкий, А.Ф. Костюкович, В.В. Краевский, Н.А. Лазарев, А.А. Леонтьев, Н.Н. Нохрина, Ю.А. Репецкий, Н.И. Чернова и другие), а также идеи, связанные с разработкой и реализацией педагогических стратегий (П.Я. Гальперин, В.В. Игнатова, В.С. Нургалеев, О.А. Шушерина и другие).

В трудах отечественных и зарубежных ученых представлены различные теории, концепции поведения (С.Ф. Анисимов, А. Бандура, Л.С. Выготский, К. Левин, Ж. Пиаже, Дж. Роттер, Б. Скиннер, Э. Торндайк и другие) и культуры (А.Г. Асмолов, В.П. Большаков, В.А. Головашин, Н.Б. Крылова). Имеются работы по изучению модуса поведения и смежных с ним понятий (О.С. Богданова, А.М. Боковиков, Б.В. Зейгарник, М.Л. Князева, А.Р. Фонарев, В.П. Фурманова и другие).

Культура поведения будущего специалиста как профессионально-важное качество рассматривается в исследованиях Е.В. Бондаревской, В.В. Волкова, А.А. Деркача, Л.И. Духовой, Г.С. Корытовой, Е.А. Мухамедалеевой, А.X. Чупанова и другие. Однако нами не обнаружено работ, посвященных формированию профессиональной культуры поведения специалистов в области гуманитарных наук. Решение обозначенной задачи имеет особое значение для подготовки специалистов в данной области, поскольку специфика их трудовой деятельности требует воплощения лучших социально-значимых культурных образцов поведения. Н. Назарбаев подчеркнул, что «социальные и гуманитарные науки должны быть в Казахстане не менее востребованы и приоритетны, ведь в их основе - развитие творческих навыков, формирование нравственных идеалов, серьезное побуждение к работе души и совести».

Цель курсовой: выявить педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.

Задачи курсовой: рассмотреть педагогические условия, способствующие формированию профессиональной культуры поведения будущего специалиста.

Объект исследования: формирование профессиональной культуры поведения будущего специалиста в вузе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования профессиональной культуры поведения будущего специалиста гуманитарного профиля.

Методы педагогического исследования: общетеоретические — анализ психолого-педагогической, научно-методической и справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации по тематике исследования; эмпирические — беседа; анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности будущих специалистов гуманитарного профиля, самооценка, экспертные сравнения наблюдения; статистические многофункциональные критерий Фишера.

Одно из требований общества к системе образования – это подготовка высококвалифицированных кадров, этому свидетельство принятая Национальная программа по подготовке кадров, а также «Закон об образовании». Сегодня нам всем понятно, что выпускники профессиональных колледжей различных отраслей производства являются главными звеньями развития экономики страны в будущем, и именно поэтому одно из требований к обучающемуся профессионального колледжа является формирование профессиональной культуры.

Образование отдельного человека складывается и растёт в ходе взаимодействия личности и культурой общества, чем разнообразнее и шире контакты личности с мировой культурой, тем богаче перспективы индивидуального образования. Главная роль в организации этих контактов на протяжении веков принадлежала образовательным учреждениям (школам, университетам, академиям и т.п.) способным вывести учащихся за рамки культуры своей ниши. Само слово культура («cultura») латинского происхождения, оно просходит от существительного «культ» («cultus») и восходит к глаголу «сolo», имеющему несколько групп значений, каждая из которых каким-либо образом отразилась в современном звучании слова «культура»: почитать, чтить уважать, оказывать внимание, обращаться, понимать, обходиться, украшать, усердно заниматься, деятельно осуществлять, насаждать, взращивать, обрабатывать, возделывать. К примеру российский учёный Симоненко В.Д. отмечает, что в «в процессе развития культуры человек создаёт определённую культуру», которая характеризует исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека.

Л.Н. Коган утверждает, что культура, - это «концентрированный опыт предшествующих поколений дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении».

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой множественны, тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодёжную, культуру малой группы (формальной и неформальной) и культуру отдельного человека. Выделяя материальную и духовную культуру можно говорить о том, что они включают в себя политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды и формы культуры.

Все перечисленные нами виды и формы культуры неразрывно связаны между собой и во всех классификациях присутствует профессиональная культура. Профессиональная культура создаётся людьми, профессионально занятыми какой либо сферой деятельности и, как правило прошедшими специальную подготовку к ней. Вопросы формирования профессиональной культуры специалистов на различных уровнях образования стали сегодня одними из актуальных изучаемых. И аналогично тому, что по отношению к общему понятию культуру можно рассматривать различные оценочные критерии, так и в отношении профессиональной культуры специалиста выделяют целый ряд направлений исследований. В узком понимании профессиональная культура - это совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом деятельности. Одним из показателей владения профессиональной культурой является квалификация.

Необходимо различать:

· формальную квалификацию, которая удостоверяется диплом об окончании определённого учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний;

· формирование у будущего специалиста личностно-профессиональных качеств как стратегия профессиональной культуры, знания, навык, квалификация и мастерство.

· реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений, т.е. профессиональный опыт.

На формирование профессиональной культуры будущего специалиста влияют как особенности самой профессии, так и иные факторы. Среди них можно выделить объективные и субъективные, более и менее значимые, личностные и социальные. Объективное воздействие оказывают общемировые тенденции в образовании, социально-философские проблемы культуры, состояние системы образования и качество образовательных услуг, культура образовательного учреждения, престижность профессии в обществе.

Решающую роль в формировании профессиональной культуры поведения остаётся за учреждениями профессионального образования. Формирование профессиональной культуры поведения способствует достижению профессионального успеха и требует особого внимания при подготовке будущего специалиста. Профессиональное образование создаёт условия для профессионального становления, развития и самореализации личности. Таким образом, среди факторов становления профессиональной культуры выпускника профессионального колледжа следует назвать культуру образовательного учреждения, где студент получает теоретические знания в избранной сфере профессиональной деятельности, у культуру организаций где проходит производственная практика.

По мнению Н. Акбарова в формировании профессиональной культуры основой является функции деятельности личности в профессиональной готовности. Профессиональнная готовность – это система профессионального образования обращённая на скорость восприятия проделанной определённой работы.

К. Ишонова профессиональная культура объясняет как комплекс профессиональных и педагогических знаний, педагогической мораль, культуры речи, техники жестов, а также возможность демонстрации на практики.

По итогам анализа научной литературы по мнению узбекского учённого Д. Химматиллаева в понятии профессиональная культура наблюдается активная взаимосвязь между профессиональной деятельностью, профессиональных знаний и разработкой активных методов.

К примеру, российский учёный Н.Б. Крылова считает, что профессиональная культура складывается из профессиональных и деловых качеств. Крылова различает две культуры: общую профессиональную культуру и специальную. Она считает, что общая профессиональная культура складывается в единстве убеждённости в социальной значимости своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; свободного владения нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении нормами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта. Специальная профессиональная культура у специалистов различного профиля включает совокупность качеств, отражённых узкоспециальными разделами профессиограмм.

Д.В. Чернилевский, анализируя профессиональную культуру, характеризует её как меру и способ творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности, направленных на освоение, передачу и создание ценностей и технологий. Профессиональная культура специалиста неразделима с индивидуальной культурой конкретного человека. Под индивидуальной культурой понимаются характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; умения, навыки; интеллект и чувства человека - короче говоря, целостную систему понятий и представлений о мире и о себе в этом мире. В процессе современного социально-экономического развития нашего общества, «человек должен стать подлинным хозяином своей судьбы, ответственным за личную и профессиональную судьбу не только перед обществом, но и прежде всего перед самим собой.

http://www.moluch.ru/archive/46/5572/images/books/706/39b9107e.png

Выше показанная модель будущего младшего специалиста кроме знаний, умений и навыков также должен обладать профессионально важными качествами личности, уметь организовывать и поддерживать производственные отношения. И если знания и умения можно сформировать в процессе учебно-воспитательной работы проводимой в образовательном учреждении, то остальное из перечисленного приобретается только с опытом работы на конкретном производстве. И здесь мы опять делаем акцент на то, что среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные и производственные практики позволяют моделировать с достоверной точностью различные производственные процессы.

Как известно, в деятельности человека воплощается, не только достигнутый уровень умений и навыков, раскрытия способностей, но и степень развития творческих установок, готовность реализовать всю профессиональную культуру. Поэтому в профессиональной культуре того или иного специалиста находит свое отражение не только связь и взаимодействие общества, личности и профессии, но и вся его культура. Таким образом, уровень профессиональной культуры является той основной характеристикой личности будущего специалиста, которая не только будет определять уровень и качество мастерства в определённой трудовой деятельности, но и позволит молодому человеку с творческим походом относится к своей работе, уважать труд окружающих людей.

Высокий уровень профессиональной культуры позволяет специалисту владеть ситуацией в любых условиях и при этом всегда оставаться человеком с большой буквы.

Прочее о педагогике:

Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме
Батышев С.Я. отмечал, что координированный план работы всего педагогического коллектива по трудовой подготовке детей-сирот должен представлять собой систему организации деятельности, в которой можно выделить четыре этапа: Этап 1. Фронтальные занятия. Основными образовательными задачами этих занятий ...

Методы обучения
Методы обучения. Трактовок понятия "метод обучения", а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. По стараемся, не загружая наше пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них. Метод обучения представляет собой способ организации совмест ...

Готовность младших школьников к обучению с помощью методов активного обучения
Учитывая безусловные достоинства методов активного обучения и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации мет ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru