Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Комплекс упражнений с многозначными словами для обогащения словарного запаса младших школьников » Разработка уроков по работе над многозначными словами

Разработка уроков по работе над многозначными словами

Страница 3

Нахождение и исправление ошибок в употреблении многозначных слов. Для этой цели может быть использовано упражнение из учебника. Перед его выполнением необходимо вспомнить лексические значения слов школа, нос, ствол. (Знания учащимися лексических значений этих слов уточняются по толковому словарю учебника.)

Затем школьники определяют, какое значение имел в виду мальчик-художник, проиллюстрировавший эти предложения:

1) здание школы, а не ученики, которые в ней учатся;

2) нос человека, а не переднюю часть лодки;

3) ствол дерева, а не металлическую часть пушки, в которую закладывают снаряд.

Примечание. При наличии времени учащиеся могут пофантазировать, какие бы они нарисовали юмористические рисунки, например, со словами челнок, хвост, молния, лист. Это упражнение может быть выполнено дока.

IV. При подведении итогов урока целесообразно поставить следующий вопрос:

Чем отличаются друг от друга однозначные и многозначные слова?

V. 3адание на дом: выучить определение однозначных и многозначных слов; составить простые распространенные предложения с известными детям значениями слова молния.

2. Однозначные и многозначные слова (второй урок)

Цели урока:

1) познавательная - ознакомление с общим сходством между разными значениями многозначного слова;

2) практические - определение значения, в котором употреблено слово в контексте; пользование толковым словарем;

3) общепредметная - воспитание любви к природе.

Повторение на уроке: лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова; толковый словарь; -тся и ться на конце глаголов; разделительные ь и ъ.

I. Проверка домашнего задания.

1. Ее можно начать с чтения составленных учащимися предложений со словом молния. На доске и в тетрадях школьники записывают словосочетания, в которых слово молния употреблено в разных значениях: яркая молния; помчался молнией; металлическая молния.

2. Для проверки полученных ранее знаний по лексике перед классом ставятся следующие вопросы и предлагаются такие задания: Что такое лексическое значение слова? Определите, в каком значении употреблено слово челнок в словосочетаниях плыть на челноке, вставить челнок. Как обозначаются в словарях разные значения многозначного слова? Найдите в словаре учебника 1-2 многозначных слова и докажите, почему оно является многозначным словом. Можно ли определить значение выделенного слова в словосочетании положить лист?

3. Для индивидуальной работы у доски целесообразно дать такие задания:

а) Какие слова называются однозначными?

В разных или в одном значении употреблено выделенное слово в словосочетаниях грач на ветке, клюющий грач? (Словосочетания желательно заранее написать на доске.)

б) Что такое многозначные слова? В одном или в разных значениях употреблено выделенное слово в словосочетаниях сорвать лист с ветки, положить лист железа?

4. По материалам предыдущих упражнений пишется словарный диктант:

звезда, блестки, снеговик, табун, каток, канал, планер, словарная статья, мастера, лексическое значение, свирепый, отмечать, далеко, легко, сверкать, обогащать, расширять.

II. Объяснение нового материала. На данном уроке новые сведения о лексическом значении не сообщаются, обращается внимание на сходство между предметами, признаками и действиями, называемыми многозначными словами. Для ознакомления с этим фактом полезно подготовить рисунки или слайды (для кодоскопа), изображающие кнопки: канцелярская кнопка, кнопка электрического звонка, кнопка на платье.

Урок можно начать с рассматривания рисунков, выясняя при этом общее между этими разными предметами. Можно предложить учащимся прочитать соответствующий текст в учебнике, одновременно рассматривая рисунки разных кнопок. Возможно еще следующее начало урока: учитель устно излагает вопрос о различии и сходстве предметов, называемых словом кнопка, опираясь на их рисунки (слайды).

В любом случае делается вывод о том, что многозначное слово обозначает несколько в чем-то сходных предметов, признаков, действий.

III. Закрепление нового материала. Выполняемые далее упражнения направлены на развитие у школьников умения определять то общее, что объединяет разные лексические значения многозначного слова. Для этого выполняются упражнения следующих видов:

1) нахождение многозначных слов, имеющих данные общие лексические значения;

2) определение общего между лексическими значениями многозначного слова;

3) нахождение многозначных слов и определение общего между его лексическими значениями;

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Жизненные ориентации родителей дошкольников и шестилеток
За последние десятилетия в нашей стране произошел целый ряд политических, экономических и социальных изменений, которые оказали существенное влияние на трансформации в системе образования и воспитания подрастающего поколения. Анализ системы и приоритетов ценностных ориентаций родителей представляет ...

Работа классного руководителя с учащимися девиантного поведения
К учащимся такого типа используется индивидуальный подход при проведении воспитательной работы. Классные руководители должны контролировать поведение таких учащихся не только в процессе обучения, но и во внеурочное время. Система предупреждения правонарушений. Изучение индивидуальных особенностей у ...

Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка
Идет урок иностранного языка. В первые же минуты урока, едва поздоровавшись с детьми, молодая учительница включает магнитофон. Звучит диалог на английском языке. Однако качество записи такое, что разобрать, о чем говорится, почти невозможно. Это обстоятельство не смущает ни учительницу, ни учеников ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru