Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста » Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания

Историко-педагогические предпосылки разработки метода проектов в области воспитания

Страница 2

Этому теоретическому положению вполне соответствовало философско-педагогическое обоснование потенциала метода проектов, заимствованное его основоположниками из концепции Дж.Дьюи: стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, решению их через проектную деятельность; формирование умения практически применять полученные знания; развитие рефлекторного (или критического) мышления. Суть рефлекторного мышления, по мнению ученого, - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирование уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум . Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

Трансформации проектной философии Дж.Дьюи в практическую, методическую плоскость способствовали работы В.Кильпатрика, опубликовавшего в 1918 г. свою книгу «Метод проектов», которая, по утверждению ряда исследователей, стала первой работой, в которой этот метод стал самостоятельным предметом рассмотрения.

В.Кильпатрик считал, что истинным центром учебной работы должна быть активность учащихся, направление которой выбирается самими детьми. Разработанная им система образования и воспитания была основана на интересах ребенка и стимулировании его самостоятельного мышления. Обучение должно происходить в процессе разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы, строиться на детских интересах, что и позволит учебному процессу стать эффективным средством формирования нужных обществу моральных качеств подростков. Процесс разрешения учеником заинтересовавшей его проблемы и составляет суть проектной технологии.

В.Кильпатрик дал следующую характеристику метода проектов: «Это -метод планирования целесообразной (целеустремленной) деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». При этом он отмечал, что метод проектов не всегда применим, потому что не всегда бывает возможно пробудить у ребенка достаточно сильные целеустремления. Но в качестве его непревзойденного преимущества он называл тот факт, что в процессе выполнения проекта учащийся длительно, а не мимолетно соприкасается с фактами «лицом к лицу». «Слово проект, - писал он, - быть может, - самый последний посетитель, стучащийся в двери педагогической терминологии. Следует ли пустить этого незнакомца? Да, но под условием, что на два наши предварительных вопроса мы получим убедительные ответы, а именно: во-первых, кроется ли за предлагаемым нам термином «проект» все еще ожидающая крещения серьезная, ценная концепция, обещающая оказать значительную услугу в сфере педагогического мышления? Во-вторых, если мы согласны с вышесказанным, то достаточно ли точно термин «проект» выражает ожидаемую концепцию? » .

В.Кильпатрик искал объединяющую идею, которая должна была найти воплощение в производимой от всего сердца целесообразной деятельности, т.е. в сердечном целевом акте. К этому «целевому акту», особенно подчеркивая слово «целевой», он и применил термин «проект».

В характеристиках проекта, данных В.Кильпатриком, ясно прочитывается сущность и воспитательный потенциал метода. « .Если мы при слове «проект» будем представлять себе нечто брошенное, пущенное вперед, . то смысл признания нашего термина выяснится определеннее».

Программу школы, работающей по методу проектов, В.Кильпатрик определял следующим образом: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока других опытов» .

Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах. Особо подчеркнем, что В.Кильпатрик предлагал строить процесс обучения на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся как организацию деятельности ребенка в социальной среде.

Таким образом, метод проектов возник как метод организации проектной деятельности детей, метод, стимулирующий собственную активность ребенка, его деятельность целеполагания, актуализирующий его интересы, потребность в самореализации, саморазвитии.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Изучение морфологических написаний звонких и глухих согласных в конце и середине слова
В младших классах вспомогательной школы обучение данным правилам ведется на уровне фонетических занятий. Написание звонких и глухих согласных устанавливается "не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце слова с согласными ...

Особенности развития чувства ритма у детей 6-7 лет
В современной психолого-педагогической науке все больше внимание уделяется возрастной динамике эмоционального развития ребенка. В своих исследованиях Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая и другие развитие подразделяют на три ступени, которые характеризуют своеобразие эмоциональной жизни искусства. Именно ...

Современные представления о методах и объектах аналитической деятельности
Философы и методологи, обсуждая проблемы развития в современном мире, указывают на то, что, несмотря на формирование идеологии, теории и практики глобального мирового порядка, крепнет и ширится альтернативная идеология национальной и культурной автономии. Возникает тотальное противоречие между глоб ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru