Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Применение метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста » Психолого-педагогические основания применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогические основания применения метода проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста

Страница 1

Личностный подход к процессу обучения и воспитания младших школьников позволял изучать окружающую среду, «вмешиваться в живую жизнь». Этой же цели служили экскурсии. Основные требования к проведению экскурсий заключались в «моторности», самодеятельности и самостоятельности детей, в разработке материала и коллективной обработке полученных результатов. В экскурсионных занятиях учащиеся путем наблюдений, обследований и исследований решали поставленные перед ними учебные задачи. Обычная школьная экскурсия - это сближение с жизнью, свободный выход на проблемы реальной жизни. Экскурсионная работа проводилась над «сырым» материалом, под которым рассматривались объекты и явления природы, подлинники в исторической, географической, местной обстановке. Цели и задачи экскурсионного метода заключались в развитии у детей умения видеть и смотреть, приобретать навыки изучения объектов в их естественной обстановке, умение самостоятельно исследовать окружающую действительность. Научно-педагогическая мысль и практические поиски педагогов России в рассматриваемый нами период развивались в русле основных мировых тенденций. Социально-педагогические инновации определённого типа в России были вызваны событиями 1917 года (П.П. Блонский, П.Н. Лепешинский, Н.И. Попова, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко и др.). Разрыв с мировым педагогическим сообществом произошёл в конце 20-х годов. Унифицированная государственная школа исключала возможность реализации любых авторских педагогических концепций. Открывшаяся в последнее десятилетие возможность социально-педагогического экспериментирования приводит у нас к тому, что становление альтернативного образования фактически повторяет процессы начала века. Опытно-экспериментальные авторские школы 20-х годов П.Н. Лепешинского, Н.И. Поповой, В.Н. Сорока-Росинского, С.Т. Шацкого "намечали новые ориентиры в развитии начального образования, способствовали созданию многофункционального образовательного пространства и творческой воспитательной среды. Учебный процесс в школе С.Т.Шацкий также пытался перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей.

Отметим в этой связи критическое отношение С.Т.Шацкого к традиционным методам обучения на примере отношения к педагогическим вопросам: « .Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на СВОЙ вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него уже в голове имеется . В голове ученика, несомненно, складывается убеждение, что если учитель знает ответ и все-таки спрашивает, то его педагогический вопрос есть своего рода педагогическая уловка, и ученик старается ответить на этот вопрос не по существу, а старается угадать тот ответ, который имеется в голове учителя». Принципиально отличным от этого является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.

Хотелось бы остановиться на современных подходах к исследовательской деятельности учащихся, опыте организации этой деятельности.

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.

Исследовательская деятельность учащихся является формой образовательного процесса, в отличие от исследовательской деятельности профессионального исследователя (ученого), поэтому для характеристики такого рода деятельности учащегося часто употребляется понятие учебно-исследовательская деятельность.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. Для определения эффективности учебно-исследовательской деятельности мы сравнили олимпиаду и научную конференцию (как форму подведения итогов исследовательской деятельности школьников) по ряду параметров.

Страницы: 1 2 3 4 5

Прочее о педагогике:

Учебный текст, его отличительные признаки. Требования, предъявления к учебному тексту
Анализ изученной литературы показывает, что текст развёртывается в логической последовательности, выражаемой языковыми средствами, например, причинно-следственными, временными и другими союзами. Текст членится на компоненты: по тематическому, содержательному принципу – на микротемы, подтемы, раздел ...

Описание факторов, влияющих на возможность ухода из спорта
Стресс. (Как правило, происходит в результате конфликта между профессиональными занятиями спортом и обучением в школе или работой). Обычно сильные спортсмены стремятся получить достаточно серьезное образование. При опросе французских и немецких спортсменов высокого класса, представляющих фехтование ...

Концептуальные позиции методов активного обучения
Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на: взаимное обогащение учащихся в группе; организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов; распределение начальных действий и операций; коммуникацию, общение, без которых ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru