Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

Страница 3

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.

Формирование гражданского самосознания.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.

Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.

Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для решения этих задач используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

Если образовательная среда школы нацелена на обеспечение развития и саморазвития учащихся в урочное и внеурочное время, то культурная среда школы рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения.

Культурная среда школы – это сложившиеся отношения людей, особенности традиций, вошедших в уклад данной школы. Они создаются школьниками и педагогами в совместной деятельности. Это совокупность объектов культурно-образовательного назначения, связанных с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей:

- творческих организаций,

- познавательных сообществ,

- научно-исследовательских и методических объединений,

- студий, кружков, секций,

- территории пришкольного участка,

- средств информации (школьная газета, стенды),

- эстетики одежды педагогов и школьников и т.д.

Таким образом, воспитательная система школы, ее культурная среда – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем школы – обучающей и воспитывающей. Так происходит объединение всех педагогический воздействий, идущих на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие его личности.

Составьте каталог методик изучения воспитанности личности. Представьте несколько из них (2 -3) в тексте работы и на практическом занятии.

Каталог составлен с учетом того, что основу оценки воспитанности личности составляют общая нравственная направленность и мотивы поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности.

Методика М.И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности» (классному руководителю предлагается оценить качества своих воспитанников по 4-балльной системе, где 0 – качество не проявляется, имеется отрицательный опыт поведения, 4 - качество проявляется очень широко и наблюдается устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении).

Методика Григорьевой Д. В., Кулешовой И. В. и Степановой П. В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»(изучение личностного роста учащихся происходит через объективное восприятие ребенком окружающего мира, которое он демонстрирует своим отношением к предложенным жизненным высказываниям).

Методика Н.П. Капустина «Экспертная оценка уровня воспитанности» (самооценка качеств личности учащимися (по 5-бальной шкале, где 5 – качество имеет место быть всегда, 2 - никогда) и оценка этих же качеств педагогами и родителями (по той же шкале)).

Методика Байбародовой Л.В. по изучению мотивов участия в деятельности (учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности по 3-бальной шкале, где 3 – привлекает очень сильно, 0 – не привлекает совсем).

Методика Рожкова М.И. для изучения уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся (учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по 4-бальной шкале, где 4 – всегда, 0 - никогда).

Тест Щурковой Н.Е. «Размышляем о жизненном опыте» (выявление нравственной воспитанности учащихся на основании выбранных ими вариантов действий в тех или иных ситуациях).

Методика А.И. Кочетова «Уровень воспитанности учащихся» (оценка классными руководителями воспитанников на основе критериев проявлений воспитанности).

Методика «Мой выбор» (использования метода ранжирования, от наибольшего к наименьшему, ставит школьника перед выбором значимых для него понятий и ценностей).

Методика «Недописанный тезис» (школьникам предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений, после чего мнения учащихся группируются таким образом, чтобы можно было определить соотношение их ценностей - индивидуалистических или общественных; вещно-предметных или духовных, и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Ценностное отношение к родине как компонент содержания начального образования
Накопление опыта ценностного отношения к Родине представляет собой важную задачу современного начального образования. С 1989 года учебные планы стали включать национально-региональный компонент содержания образования. Отсюда и две составляющие содержания в структуре учебного плана: инвариантная час ...

Дополнительное образование – место создания новых педагогических технологий
Система образования состоит из двух больших подсистем: системы основного образования и системы дополнительного образования. Особенностью основного образования в России является акцент на теоретичность, тяготеющую к академическому изложению научных фактов, моделей и законов. При этом полученное знан ...

Сущность экологического воспитания младшего школьника
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Мы считаем, что экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru