Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

Концепции воспитания. Школа как воспитательная система

Страница 3

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.

Формирование гражданского самосознания.

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.

Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.

Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для решения этих задач используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

Если образовательная среда школы нацелена на обеспечение развития и саморазвития учащихся в урочное и внеурочное время, то культурная среда школы рассматривается как совокупность целенаправленно созданных разнообразных условий, обеспечивающих процесс развития и саморазвития базовой культуры школьника, педагогической культуры учителей и родителей учащихся.

Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культурными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. Но с другой стороны, это и сфера педагогических влияний, т.е. создания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения.

Культурная среда школы – это сложившиеся отношения людей, особенности традиций, вошедших в уклад данной школы. Они создаются школьниками и педагогами в совместной деятельности. Это совокупность объектов культурно-образовательного назначения, связанных с созданием и распространением культурных и образовательных ценностей:

- творческих организаций,

- познавательных сообществ,

- научно-исследовательских и методических объединений,

- студий, кружков, секций,

- территории пришкольного участка,

- средств информации (школьная газета, стенды),

- эстетики одежды педагогов и школьников и т.д.

Таким образом, воспитательная система школы, ее культурная среда – это система, генерирующая целостный воспитательный процесс, путем интеграции двух основных подсистем школы – обучающей и воспитывающей. Так происходит объединение всех педагогический воздействий, идущих на ребенка, создавая тем самым единое воспитательное пространство, в котором происходит развитие его личности.

Составьте каталог методик изучения воспитанности личности. Представьте несколько из них (2 -3) в тексте работы и на практическом занятии.

Каталог составлен с учетом того, что основу оценки воспитанности личности составляют общая нравственная направленность и мотивы поведения, поскольку поступок или действие, взятые вне связи с мотивом, не могут адекватно характеризовать уровень воспитанности.

Методика М.И. Шиловой «Уровни нравственной воспитанности» (классному руководителю предлагается оценить качества своих воспитанников по 4-балльной системе, где 0 – качество не проявляется, имеется отрицательный опыт поведения, 4 - качество проявляется очень широко и наблюдается устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении).

Методика Григорьевой Д. В., Кулешовой И. В. и Степановой П. В. «Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе»(изучение личностного роста учащихся происходит через объективное восприятие ребенком окружающего мира, которое он демонстрирует своим отношением к предложенным жизненным высказываниям).

Методика Н.П. Капустина «Экспертная оценка уровня воспитанности» (самооценка качеств личности учащимися (по 5-бальной шкале, где 5 – качество имеет место быть всегда, 2 - никогда) и оценка этих же качеств педагогами и родителями (по той же шкале)).

Методика Байбародовой Л.В. по изучению мотивов участия в деятельности (учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности по 3-бальной шкале, где 3 – привлекает очень сильно, 0 – не привлекает совсем).

Методика Рожкова М.И. для изучения уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся (учащимся предлагается прослушать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по 4-бальной шкале, где 4 – всегда, 0 - никогда).

Тест Щурковой Н.Е. «Размышляем о жизненном опыте» (выявление нравственной воспитанности учащихся на основании выбранных ими вариантов действий в тех или иных ситуациях).

Методика А.И. Кочетова «Уровень воспитанности учащихся» (оценка классными руководителями воспитанников на основе критериев проявлений воспитанности).

Методика «Мой выбор» (использования метода ранжирования, от наибольшего к наименьшему, ставит школьника перед выбором значимых для него понятий и ценностей).

Методика «Недописанный тезис» (школьникам предлагается за небольшой промежуток времени закончить одно или несколько предложений, после чего мнения учащихся группируются таким образом, чтобы можно было определить соотношение их ценностей - индивидуалистических или общественных; вещно-предметных или духовных, и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Проверочная работа на знание номенклатуры
Самостоятельная работа (контролирующая) контроль знание учащийся Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое, питание – муссонными дождями). Назовите самую полноводную реку России. (Енисей). Чем отличается половодье от ...

Единство трудового и физического воспитания
Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность советской системы физического воспитания, как было уже показано, четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципа ...

Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ
Развитие новых информационных технологий и внедрение их в России наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru