Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Методика «Что важнее?» (каждому учащемуся класса предлагается ответить на вопросы анкеты, по результатам которой можно оценить мотивы общения и поведения в школьном коллективе).
Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных методик диагностики воспитанности личности.
Методика Н.П. Капустина «Экспертная оценка уровня воспитанности»
Методика позволяет определить экспертную оценку уровня воспитанности учащихся в 1-10 классах.
Для каждого ученика готовится индивидуальная анкета. Учащимся не сообщается, что анкета служит для измерения уровня воспитанности. Учитель говорит, что каждый человек стремится всегда достичь лучших результатов в учебе, работе, в отношениях с людьми, в жизни, а потому всегда приходится задумываться над тем, как это сделать. Предлагаемая анкета поможет вам сориентироваться в этом. Далее учащиеся знакомятся с содержанием анкеты, обсуждают ее.
Разъяснив учащимся, смысл анкет, классный руководитель объясняет правила оценивания по пятибалльной шкале.
Отметка «5» ставится тогда, когда отношение или качество личности, отмеченное в анкете, имеет место всегда.
Отметка «4» ставится тогда, когда отношение или качество проявляется часто, но не всегда.
Отметка «3» ставится в том случае, если указанное отношение проявляется редко.
Отметка «2» ставится в том случае, если качество не проявляется никогда.
Отметка «1» не используется.
Учащиеся во время классного часа выставляют себе отметки по всем показателям, затем им разрешается взять анкеты домой и попросить родителей провести оценивание. Шкала оценивания приведена в бланке с критериями и показателями.
После родителей оценки выставляет классный руководитель. В 10-х классах классный руководитель оценивает учащихся вместе с экспертной группой (двое учащихся класса и двое учителей). В случае если родитель или классный руководитель затрудняются оценить то или иное качество, отметка не ставится.
Обработка результатов. Отметки за каждый показатель складываются, и сумма делится на их число. Получается средний балл за каждый критерий. В результате получим 6 средних отметок, так как всего 6 критериев. Сложив все средние отметки и поделив их на шесть, классный руководитель высчитывает среднюю итоговую отметку, по которой определяет уровень воспитанности каждого ученика в классе.
от 4 до 5 баллов – высокий уровень воспитанности
от 3 до 4 баллов – средний – уровень воспитанности
от 2 до 3 баллов – низкий уровень воспитанности
от 1 до 2 баллов – отрицательный уровень воспитанности
Данные о количестве учащихся, имеющих высокий, средний, низкий и отрицательный уровень воспитанности, заносятся в сводную таблицу №5 по каждому классу.
Сложив все средние итоговые отметки и поделив их на количество учеников в классе, получим средний балл, позволяющий определить уровень воспитанности класса в целом.
Анкета для учащихся 7 классов
Отношения и показатели |
Самооценка |
Оценка родителей |
Оценка классного руководителя |
Итоговая отметка |
Шкала оценивания: 5 – имеет место всегда 4 – проявляется часто, но не всегда 3 – проявляется редко 2 – никогда не проявляется |
1.Эрудиция (начитанность и глубокие познания в какой-либо области науки): прочность и глубина знаний культура речи доказательность и аргументированность суждений сообразительность использование дополнительных источников | |||||
средний балл по критерию | |||||
2.Отношение кобществу(отношение к общественным нормам, закону и власти): выполнение Устава школы выполнение Правил для учащихся выполнение правил внутреннего распорядка следование нормам и правилам человеческого общежития милосердие как противоположность жестокости участие в жизни класса и школы | |||||
средний балл по критерию | |||||
3.Отношение к труду: старательность и добросовестность самостоятельность внимательность бережливость привычка к самообслуживанию | |||||
средний балл по критерию | |||||
4. Отношение кприроде: бережное отношение к земле к растениям к животным сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде | |||||
средний балл по критерию | |||||
5.Эстетический вкус(отношение к прекрасному): аккуратность и опрятность культурные привычки в жизни внесение эстетики в жизнедеятельность умение находить прекрасное в жизни посещение культурных центров | |||||
средний балл по критерию | |||||
6. Отношение к себе: я управляю собой, своим поведением умею организовать свое время соблюдаю правила личной гигиены забочусь о здоровье воспитываю полезные привычки | |||||
средний балл по критерию | |||||
средняя итоговая отметка |
Прочее о педагогике:
Возрастные особенности младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равно ...
Теоретические аспекты использования метода проектов
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельнос ...
Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов
Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только ...