Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Сенсорное воспитание в истории педагогики » Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко

Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Поддьякова и О.А. Дьяченко

Страница 2

Она была любимой ученицей Л.А. Венгера. После окончания университета он пригласил ее в свою лабораторию в НИИ дошкольного воспитания, где в 1975 г. она защитила под его руководством кандидатскую диссертацию, а в 1990 г. докторскую. После смерти Л.А. Венгера в 1992 г. она стала полноправным наследником его дела, возглавив его лабораторию. Ольга Михайловна продолжала и творчески развивала традиции научной школы, которая по праву может называться школой Венгера — Дьяченко.

Исследования познавательного развития дошкольников привели О.М. Дьяченко к созданию оригинальной концепции творческого воображения. В основе этой концепции лежит понимание воображения как специфической высшей психической функции, развитие которой происходит через овладение особыми средствами; в качестве таких средств могут выступать образы, модели, символы, а также речь.

О.М. Дьяченко была крупным деятелем дошкольного образования. Результаты ее исследований нашли широкое воплощение в практике воспитания детей. Ею разработаны многочисленные методы диагностики познавательных и творческих способностей, методы развивающего обучения, новые способы активизации творческой деятельности дошкольников. Совместно с Л.А. Венгером она создала программу развития творческих способностей на разных этапах школьного детства. Она является одним из главных авторов программ «Развитие» и «Одаренный ребенок», на основе которых строится работа с дошкольниками во многих образовательных учреждениях России.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, В.А.Запорожец, Л.А. Венгер, О.А. Дьяченко и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

В данной работе было рассмотрено содержание различных систем сенсорного воспитания в трудах и практической деятельности как зарубежных, так и отечественных педагогов. На основании всего вышеизложенного мы можем сделать следующий общий вывод: система сенсорного воспитания в мировой практике постоянно изменялась, каждый из педагогов вносил в нее что-то новое, по-своему ценное. Опыт каждого из них не стоит воспринимать «истиной в последней инстанции», каждая теория не лишена недостатков, нужно внимательно изучать наследие каждого из педагогов, отмечая и достоинства и недостатки их систем.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Оборудование уголка природы в разных возрастных группах
Особенности формирования живого уголка отличны для каждой возрастной группы. Это связано с различием в физическом и психологическом развитии детей разных возрастов. В младших группах при создании уголка учитываются прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки ...

Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста
Раннее детство, по мнению, Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенн ...

Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать яв ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru