Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

Страница 1

Социальные педагоги ежедневно в процессе профессиональной деятельности подвергаются чрезвычайным стрессовым воздействиям в связи с постоянным и непосредственным контактом с неблагополучными людьми. Это обстоятельство в подавляющем большинстве случаев вызывает негативные эмоции, чрезвычайное психическое напряжение и физическую усталость, что способствует истощению психоэмоциональной сферы и развитию так называемого «синдрома эмоционального выгорания».

По современным представлениям, синдром «эмоционального выгорания» – это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Последствия «выгорания» социальных педагогов могут повлиять как на саму личность, так и профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдаются переход на другую работу, смена профессии. В большей степени данный синдром может развиться у женщин, что связано с их большей подверженностью влиянию стрессовых факторов, они более эмоциональны и чувствительны.

Объект – профессиональная адаптация

Предмет – взаимосвязь профессиональной адаптации с синдромом эмоционального выгорания и тревожности у социальных педагогов.

Целью исследования явилось изучение и эмоционального выгорания и тревожности как факторов профессиональной адаптации социальных педагогов.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1 Выделить проблемы, связанные с профессиональной адаптацией.

2 Выдвинуть гипотезы эмпирического решения проблемы.

3 Подобрать методики эмпирического исследования.

4 Подобрать выборку испытуемых и организовать ее эмпирическое обследование.

5 Обработать эмпирические материалы.

6 Сформулировать выводы.

Гипотеза: Эффективная профессиональная адаптация связана со снижением уровня тревожности и уровнем эмоционального выгорания. Существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов.

Исследование осуществлено на основе тестирования 60 социальных педагогов.

Критерии включения: социальный педагог с высшим и средним образованием, женщина, со стажем работы до 1 года в возрасте 25-50 лет.

Использовали следующие методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Ниже приводим описание использованных методик.

1 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» считается отчасти функциональным стереотипом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Технология индивидуализации обучения на уроках химии
Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать ...

Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике. Деятельность Ф. Фребеля
Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о де ...

Уроки предметно-практического обучения в школе глухих детей
Предметно-практическое обучение (далее - ППО) - это специальный учебный предмет, введенный в курс подготовительного и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах 1-го и 2-го вида. ППО предполагает целенаправленное общее и речевое разви ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru