Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

Страница 1

Социальные педагоги ежедневно в процессе профессиональной деятельности подвергаются чрезвычайным стрессовым воздействиям в связи с постоянным и непосредственным контактом с неблагополучными людьми. Это обстоятельство в подавляющем большинстве случаев вызывает негативные эмоции, чрезвычайное психическое напряжение и физическую усталость, что способствует истощению психоэмоциональной сферы и развитию так называемого «синдрома эмоционального выгорания».

По современным представлениям, синдром «эмоционального выгорания» – это сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, возникающее из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Последствия «выгорания» социальных педагогов могут повлиять как на саму личность, так и профессиональную деятельность: ухудшается качество работы, утрачивается творческий подход к решению задач, растет число профессиональных ошибок, увеличивается число конфликтов на работе и дома, наблюдаются переход на другую работу, смена профессии. В большей степени данный синдром может развиться у женщин, что связано с их большей подверженностью влиянию стрессовых факторов, они более эмоциональны и чувствительны.

Объект – профессиональная адаптация

Предмет – взаимосвязь профессиональной адаптации с синдромом эмоционального выгорания и тревожности у социальных педагогов.

Целью исследования явилось изучение и эмоционального выгорания и тревожности как факторов профессиональной адаптации социальных педагогов.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1 Выделить проблемы, связанные с профессиональной адаптацией.

2 Выдвинуть гипотезы эмпирического решения проблемы.

3 Подобрать методики эмпирического исследования.

4 Подобрать выборку испытуемых и организовать ее эмпирическое обследование.

5 Обработать эмпирические материалы.

6 Сформулировать выводы.

Гипотеза: Эффективная профессиональная адаптация связана со снижением уровня тревожности и уровнем эмоционального выгорания. Существует взаимосвязь между уровнем ситуативной тревожности и уровнем эмоционального выгорания у социальных педагогов.

Исследование осуществлено на основе тестирования 60 социальных педагогов.

Критерии включения: социальный педагог с высшим и средним образованием, женщина, со стажем работы до 1 года в возрасте 25-50 лет.

Использовали следующие методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина), «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Ниже приводим описание использованных методик.

1 Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко

Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» считается отчасти функциональным стереотипом, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы: какие симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение; какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

2 Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера - Ханина)

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Психологические предпосылки в развитии дошкольного возраста
Постепенно основным фактором развития ребенка в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий, в предметах науки ...

Воспитание физической культуры личности
Задачи и содержание воспитания физической культуры. Органи­зация работы по воспитанию физической культуры учащихся на­правлена на решение следующих задач: .содействие правильному физическому развитию детей, по­вышение их работоспособности, закаливание, охрана здоровья; • развитие основных двигатель ...

Линии эстетического воспитания
Занятия физическими упражнениями создают благоприятные условия для эстетического воспитания. В процессе занятий формируется красивая осанка, осуществляется гармоничное развитие форм телосложения, воспитывается понимание простоты и изящества движений. Все это помогает воспитанию эстетических чувств, ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru