Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

Диагностика профессиональной адаптации социального педагога

Страница 6

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1 Все социальные педагоги, включенные в исследование, находятся на различных стадиях формирования синдрома «профессионального выгорания»

Фаза напряжения сформирована у 35%, находится на стадии формирования у 30%. Фаза резистенции сформирована у 50%, находится на стадии формирования у 40%. Фаза истощения сформирована у 30%, находится на стадии формирования у 40%. Таким образом, можно сделать вывод, что основная масса социальных педагогов находится на второй фазе эмоционального выгорания – на фазе «Резистенции».

В фазе «Напряжение» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Переживание психотравмирующих обстоятельств». Он достигает 35%. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «Тревога и депрессия» достигает 20%. В фазе «Резистенция» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Редукция профессиональных обязанностей». Он достигает 80%. Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «неадекватное избирательно-эмоциональное реагирование» у 40%. В фазе «Истощение» наиболее выраженным, доминирующим симптомом является симптом «Личностная отстраненность или деперсонализация». Он достигает 25% как доминирующий симптом и достигает 20% как складывающийся симптом.

Также тревожным обстоятельством является высокий процент доминирующего симптома «психосоматические и психовегетативные нарушения» у 25%. Чем менее адекватно эмоциональное реагирование, тем сильнее редукция профессиональных обязанностей и больше деформируются отношения с коллегами и учениками, отмечается негативная оценка своей профессиональной деятельности, повышается уровень тревоги. Социальные педагоги переживают неудовлетворенность собой, испытывают такие чувства, как «загнанность в клетку», тревогу. Ощущение собственной беспомощности в подобных ситуациях приводит к усилению дискомфорта, человек переживает свою некомпетентность, утрату профессиональных качеств, испытывает сильное чувство вины. Чем больше социальные педагоги эмоционально отстранены от своих профессиональных обязанностей, тем сильнее включаются психосоматические защитные реакции; чем больше снижается эмоциональный тонус, тем меньше используются агрессивные реакции, вспышки гнева. Социальный педагог становится эмоционально безразличный к окружающим, пассивно относится к своей работе, с нежеланием выполняет профессиональные обязанности, что выливается в болезненные формы реагирования организма на сложившуюся ситуацию.

Иными словами, у социальных педагогов снижается эмоциональный тонус, деформируются чувства по отношению к ученикам и себе. Снижаются значимость собственных достижений, самооценка профессиональной мотивации. Наблюдаются снятие с себя ответственности или отстранение («уход») от обязанностей по отношению к другим, неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Например, у социальных педагогов может развиться отрицательное, обезличенное отношение к людям, с которыми они работают или появиться негативное отношение к себе из-за чувств, возникающих у них к детям. Чтобы избежать этих отрицательных эмоций, они уходят в себя, выполняют только минимальный объем работы и не хотят ни с кем ссориться. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, подавляются проявления гуманных форм поведения между людьми, что создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии. Это означает, что чем хуже относится к ученикам социальный педагог, тем больше он переживает психотравмирующие обстоятельства, испытывает неудовлетворенность собой, тревогу и депрессию, снижает значимость собственных достижений. Как следствие, человек испытывает сильное чувство вины.

2 На основании полученных данных по опроснику Спилбергера - Ханина в выборке показатель ситуативной тревожности (73%) значительно выше показателя личностной тревожности (52%) от всего числа испытуемых.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Так как показатель ситуативной тревожности в исследуемой выборке значительно выше показателя личностной тревожности, то можно предположить, что социальные педагоги в своей профессиональной деятельности испытывают такие эмоции, как напряжение, беспокойство, озабоченность, нервозность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответствии с концепцией К. Юнга область бессознательного, коллективного или индивидуального может проявиться в искусстве через образы и символы. Содержание их берет свое начало в бессознательном, являющимся источником творчества. Материал бессознательного, рождающийся в душе, в ней же и остаетс ...

Понятие «одарённость», «одарённые дети» в научной литературе
Во второй половине XIX века стали предприниматься попытки найти истоки одаренности не в божественной предопределенности, а во врожденных особенностях. На смену умозрительным рассуждениям пришли наблюдение и эксперимент. Одним из пионеров экспериментального подхода к изучению проблемы одаренности бы ...

Культура поведения в первобытном обществе
В первобытном обществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строго выполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы. «В условиях суровой жизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этом обществе было коллективным». В труде и ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru