Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Сущность целостного педагогического процесса

Сущность целостного педагогического процесса

Страница 4

Но кроме этой необходимой стороны, в педагогическом процессе есть еще сторона свободная, заключающаяся в сознательном воздействии старшего поколения на младшее, которое может быть таким или иным. Как скоро деятельность изменяется согласно желанию и преследуемой цели, она свободна».

Большой вклад в развитие представлений о целостности педагогического процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли Н.К. Крупская, А.П. Пиневич, С.Т. Шатский, П.П. Блонский, М.М. Рубинштейн, А.С. Макаренко. Павел Петрович Блонский

(1884-1941) среди сформулированных им дидактических принципов выделил связь общего и политехнического образования с современным состоянием науки. Политехническое обучение и специальная подготовка учащихся к практической деятельности на производстве непосредственно по окончании средней школы требовали детального изучения процессов формирования трудовых умений и навыков учащихся в условиях усвоения ими теоретических основ производственных процессов. Станислав Теофилович Шацкий

(1878–1934) считал, что соединение обучения с трудом делает сам процесс учения более осмысленным, а получаемые знания - сознательными и действенными. Важным условием привития учащимся навыков общественной жизни на основе труда является организация детского коллектива. Проблемы воспитания детских и юношеских коллективов рассматривались в работах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.

Антон Семенович Макаренко

(1888–1939) разработал вопросы строения и организации коллектива, методы воспитания в нем. Он обратил внимание на то, что в коллективе необходимо вовлекать в актив всех воспитанников, учить приказывать и подчиняться товарищам, устанавливать деловое сотрудничество старших и младших, не допускать остановки в развитии коллектива, закреплять положительные традиции, осуществлять этическое просвещение, приобретать опыт нравственного поведения в процессе трудовой деятельности. Макаренко писал, что только участие в труде позволяет выработать нравственное отношение к другим людям, солидарность с трудящимися, осуждение уклоняющихся от труда иждивенцев и потребителей готовых благ. Таким образом, теория воспитания коллектива разрабатывалась Макаренко как форма педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Свою теоретически обоснованную систему воспитания детского коллектива Макаренко осуществил на практике. В 1920 г. он организовал близ Полтавы трудовую колонию им М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей и одновременно с 1927 г. заведовал детской коммуной им. Ф.Э. Джержинского.

Однако начиная с 1930-х гг. основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания как относительно самостоятельных процессов. Наметилась тенденция к обособлению этих связанных как часть и целое процессов, а в воспитательной работе закрепился ярко выраженный функциональный подход, вопреки утверждению, что личность не формируется по частям (А.С. Макаренко).

Научный интерес к проблеме целостного педагогического процесса, вызванный потребностями практики школы, возобновился в середине 1970-х гг. Но ее решение было сведено к частной проблеме воспитывающего обучения. Вместе с тем наметились и различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Баьанский, В.С. Ильин, В.М. Коротов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.).

Ю.К. Бабанский

характеризовал процесс как систему типа школы, вуза, внешкольных учреждений и т.д. в которых организованно взаимодействуют воспитатели и воспитуемые, субъект и объект воспитания, т.е. педагогической системы. Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях таких систем, называется педагогическим процессом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, общ ...

Методика преподавания иностранных языков с использованием технических средств обучения
Методика обучения иностранным языкам исследует цели и содержание, закономерности, средства, приёмы, методы и системы обучения, а также изучает процессы научения и воспитания на материале иностранного языка. Методы и приёмы работы с ТСО отвечают общим требованием методики обучения иностранным языкам ...

Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально – обусловленные требования к нему
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога – это система и тех интеллектуальных, вольных и эмоцио ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru