Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Коллектив как объект и субъект воспитания » Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов

Структура и основные типы учебно-воспитательных коллективов

Страница 1

Для практической работы в школе большое значение имеет вопрос о структуре коллектива и его органов. Опыт показывает, что общешкольный коллектив должен иметь не более 400 — 500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии.

При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы:

-организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.);

-организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.);

-организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства.

По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.

Успешное функционирование детского коллектива требует наличия в нем органов, координирующих и направляющих деятельность на достижение общих целей. Главным органом коллектива является собрание воспитанников. Для решения оперативных задач, как правило, формируется актив и избирается староста. Во многих случаях для организации и осуществления какого-либо мероприятия создаются временные коллективные органы (советы, штабы). В них входят избираемые или уполномоченные учащиеся, которым первичный коллектив поручает планирование, распределение поручений, проверку исполнения и другие управляющие функции. Сплачивающим ядром коллектива, его организующим центром А. С. Макаренко считал актив. Он является тем здоровым и необходимым в воспитательном детском учреждении резервом, который обеспечивает преемственность поколений в коллективе, сохраняет стиль, тон и традиции коллектива. В актив входят воспитанники, выполняющие те или иные поручения коллектива и состоящие в его органах. В число активистов подбираются наиболее деятельные и пользующиеся уважением своих товарищей школьники. Естественно, что педагог не может стоять в стороне, поэтому изучение деловых и личных качеств воспитанников и их положения в коллективе является одним из существенных условий правильного подбора активистов и предотвращения появления во главе коллектива лидеров с отрицательной общественной направленностью.

Изучение опыта показывает, что воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы:

-разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования;

-оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности;

-организации обмена опытом работы ("летучки", совещания);

-контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.

По составу коллективы бывают:

- гомогенными (однородными) ;

- гетерогенными (разнородными).

Эти различия могут касаться пола, возраста, профессии, уровня образования и пр. Гетерогенные коллективы более эффективны при решении сложных творческих проблем, а также при интенсивной работе; в то же время гомогенные лучше решают простые задачи.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Исследование работы педагога
Целью нашей работы является: исследовать работы педагога по воспитанию самостоятельности у старших дошкольников. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: воспитанию самостоятельности у старших дошкольников способствует целенаправленная работа педагога. Исследование проводилось среди ст ...

Характеристика особенностей подросткового возраста, в контексте строения образовательного пространства
Реально существующая школа не адресована подростку, не отвечает его возрастным запросам. Рассмотрим особенности данного возрастного периода. Образовательный возраст определяется типом ведущей деятельности, типичными ситуациями, в которых находится ученик, задачами, которые он решает, а также отноше ...

Первая встреча классного руководителя с классом
Каждый педагог знает, что нет более значительного события в педагогической деятельности, чем первая встреча с классом. От того, насколько она будет успешной, зависит многое. Очень часто именно неудачный дебют был причиной поражения даже преуспевающих в прошлом педагогов. Естественно, что к этому со ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru