Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование нравственной культуры старших школьников » Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема

Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема

Страница 2

В процес­се воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве обществен­ных и личных связей между собой, должны быть определенным об­разом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определен­ным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обще­стве вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполня­ют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Нормы и правила, ко­торые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыска­ние (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынуж­ден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замеча­ние. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базирует­ся не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике (лат. ethica — обычай, характер) — философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответст­вии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравствен­ности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарно­го государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мо­раль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессив­ному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре воспитательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Формы и методы туристической работы в школе
Походы, путешествия, экскурсии, школьный туристский лагерь, слеты соревнования, кружки, выставки, секции, школьные туристские вечера, музеи – вот перечень форм массовой туристской работы в школе. Возможно ли все это проводить в одной школе в течении одного года? Да, возможно, так как каждая форма д ...

Методы обучения
Метод – это способ достижения цели. Метод обучения – это способ целенаправленного взаимодействия педагога и студентов по достижению дидактических целей. Методы обучения определяются целями обучения и содержанием образования. Современный характер образования, устанавливающий приоритет способа над ре ...

Основы изменений в методологии преподавания иностранных языков
В современной практике преподавания иностранного языка в вузе уже используются разнообразные педагогические технологии (Дж.И. Айзель, М.И. Айзель, В.И. Боголюбов, Гир Брофи, А.Б. Войцеховский, Р. Гагн, Н.Л. Гейдж, Б.И. Глазов, Р. Гластер, Дж. Гудлэд, Г.В. Гурчикова, С.М. Джакупов, Е.И. Дмитриева, С ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru