Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование нравственной культуры старших школьников » Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема

Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема

Страница 2

В процес­се воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве обществен­ных и личных связей между собой, должны быть определенным об­разом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определен­ным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обще­стве вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполня­ют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Нормы и правила, ко­торые относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него - силу общественного мнения: упреки, моральное порицание и наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают уже более серьезный характер. Возьмем пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него может быть наложено административное взыска­ние (предупреждение, выговор и т.д.). Но если тот же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний был вынуж­ден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а знакомый может его только упрекнуть или сделать товарищеское замеча­ние. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базирует­ся не на принуждении, а главным образом на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В этике (лат. ethica — обычай, характер) — философской науке о морали — существуют две основные нравственные категории — добро и зло. Соблюдение моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответст­вии с моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравствен­ности и ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарно­го государства, например, развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мо­раль гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессив­ному развитию и совершенствованию личности. Именно в этом направлении и происходит моральное развитие мирового сообщества, если иметь в виду преобладающие линии в его нравственной эволюции.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это, как будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его содержательности и педагогической действенности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре воспитательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Обогащение культурными смыслами профессионального поведения будущего специалиста
Отражена работа по созданию данного педагогического условия за счет создания и реализации интегрированного практико-ориентированного образовательного модуля «Профессиональная культура и поведение», имеющего ярко выраженную аналитическую, рефлексивную и поведенческую направленность, и состоящего из ...

Нужнo ли религиoзнoе oбрaзoвaние
Кoнтрoль религиoзнoй oргaнизaции нaд духoвным oбрaзoвaнием или "oбучением религии" хoтя бы зaкреплен в зaкoне "O cвoбoде coвеcти и религиoзных oбъединениях". A религиoзнoе oбрaзoвaние в cветcкoй шкoле, в гocудaрcтвенных и муниципaльных oбрaзoвaтельных учреждениях при тaкoм егo o ...

Экологическое образование как новое направление в дошкольной педагогике
Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. В 30-е гг. биолог и селекционер И.В. Мичурин сказал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». К со ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru