Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование нравственной культуры старших школьников » Возрастные особенности старших школьников

Возрастные особенности старших школьников

Страница 1

Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуа­цию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое глав­ное, направленность на будущее: на выбор образа жизни, профес­сии, референтных групп людей. Необходимость выбора диктует­ся самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и на­правляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная актив­ность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная пси­хология ставит вопрос об автономии выросших детей кон­кретно, разграничивая поведенческую автономию (потреб­ность и право юноши самостоятельно решать лично его каса­ющиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и пра­во иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (по­требность и право на собственные взгляды и фактическое на­личие таковых» . Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. Дружба представля­ет для юношей и девушек одну из важнейших форм отношений, часто дополняясь, а иногда заменяясь всем многообразием отно­шений любви. «Неформальные взаимоотношения старшекласс­ников приобретают все большую ценность», отмечает М.Ю. Кон­дратьев, они «играют роль своего рода испытательного "полиго­на", на котором юношами и девушками отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика буду­щей "взрослой" жизни» .

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в подростковом возрасте. У юношей и девушек очень мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают и соседствуют с не всегда удачными попытками вести себя по-взрослому.

Вместе с тем старшеклассников полностью взрослыми еще не назовешь, так как у них многое еще сохранилось от детства. В суждениях, оценках, взглядах на жизнь, на свое будущее, в отношении к собственной жизненной судьбе у школьников 10—11 классов немало детскости. Многие из них у порога оконча­ния школы еще недостаточно ответственно относятся к выбору своей будущей профессии, к необходимости усиленно трудиться, чтобы в дальнейшем выдержать конкуренцию, ко многим другим вопросам, которые для большинства взрослых людей ре­шаются однозначно положительно. Образно говоря, если под­росток — это в основном еще полуребенок, то юноша — более чем наполовину взрослый.

На период ранней юности, традиционно связываемый с обучением в старших классах школы, приходится становление нравственного

самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали — конвенциональный (по Л. Колбергу).

Для детей, достигших раннего юношеского возраста, благо­даря опережающему развитию их интеллекта, становятся открытыми для обсуждения и понимания многие проблемы и воп­росы, обычно волнующие взрослых. Старшеклассники задумываются над такими вопросами, заинтересованно обсуждают их и активно ищут на них ответы. Первыми из этих вопросов, раньше, чем другие, привлекающих к себе внимание, становятся морально-нравственные вопросы. Юношей и девушек связан­ные с ними проблемы волнуют не столько с познавательной точки зрения, сколько в плане их собственного нравственного самоопределения в связи с началом поры любви и установле­нием интимных отношений с людьми противоположного пола. Их поиски, связанные с нравственным выбором, в этом возра­сте обычно выходят за рамки круга непосредственного общения. Если для детей младшего школьного возраста источником постановки и решения нравственных проблем являются значи­мые взрослые — учителя и родители, если подростки, кроме того, ищут их решения в кругу сверстников, то юноши и де­вушки в поисках правильного ответа на те же самые вопросы обращаются к источникам, которыми обычно пользуются взрос­лые люди. Такими источниками становятся реальные, много­образные и сложные человеческие отношения, научная и попу­лярная, художественная и публицистическая литература, про­изведения искусства, печать, телевидение и т.п.

Среди тех нравственных проблем, которые на протяжении веков, а может быть, и тысячелетий волновали и продолжают сейчас тревожить юношество, находятся проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципно­сти, многие другие. Они охватывают круг нравственных вопро­сов, правильность решения которых выходит за пределы лич­ных или интимных межличностных отношений и затрагивает человеческое существование в целом.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Теоретические основы изучения темы «Информационные системы» в классах с гуманитарной направленностью
Появление и начальное становление информатики как науки относится ко второй половине XX века. Область интересов информатики - структура и общие свойства информации, вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в различных сферах челове ...

Спортивные соревнования по ориентированию
В спортивных соревнованиях по ориентированию взято за основы прохождения маршрутов с помощью карты и компаса. Комплекс спортивных соревнований по ориентированию по своей форме мало чем отличается от учебно-подготовительных соревнований; основное отличие заключается в их сущности, в их содержании. М ...

Формирование нравственной культуры старших школьников как педагогическая проблема
Термин нравственность берёт своё начало от слова нравы. По-латыни нравы звучат как морас – мораль. Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: « Нравственность – это вн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru