Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование нравственной культуры старших школьников » Педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников

Педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников

Страница 1

На основе проведённого анализа, я сделала вывод, что эффективное формирование нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести:

1.Выбор содержания нравственного воспитания;

2.Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств;

3.Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Охарактеризуем каждое из них.

1. Выбор содержания нравственного воспитания.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъ­являются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его мо­рального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неук­ лонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. На­пример, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное до­стояние и природу, быть преданным родине, поддерживать досто­инство и честь других людей, проявлять коллективизм, правди­вость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила опре­деляют те нравственные отношения, которые человек должен про­являть к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отно­шений, если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирова­ние следующих моральных отношений.

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и пер­спектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свобо­де народов;

б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным- ценнос­тям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; чест­ность и правдивость; простота и скромность в общественной и лич­ной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Как видим, каждое из перечисленных, отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна при­держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по­ведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориенти­роваться не только в его содержании. Не менее важно детально ос­мыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем пове­дений и жизни придерживается моральных норм и правил и выпол­няет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуж­дения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в общест­ве. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Теоретические аспекты использования метода проектов
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельнос ...

Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, общ ...

Семья – социальный институт формирования личности
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru