Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
При столкновении старших школьников с проблемой нравственного самосовершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множеством противоречий и проблем. Одна из них — стремление детей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В современных социальных условиях такое стремление часто сталкивается с прагматической ориентацией, порождаемой экономическими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в частности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романтическая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, второй — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного характера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы продолжить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей — романтической или прагматической — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?
Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного и пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время и нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.
Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической, героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.
Эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от таких условий, как: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравственных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Я перечислила ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Это, например, преданность родине, добросовестный труд, охрана природы, гуманность, честность и правдивость. При этом важно, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.
Для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Также для эффективного формирования нравственной культуры важное значение имеет активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.
Первейшая задача воспитателя, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать юношам и девушкам, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом; что можно быть расчётливым, но при этом оставаться нравственным человеком.
Прочее о педагогике:
Педагогические условия формирования интереса к
книге и чтению у детей раннего возраста
В данном параграфе мы попытаемся выделить педагогические условия формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста. Для этого сначала рассмотрим понятие «условие». В философском словаре условие рассматривается как «категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, бе ...
В чем заключается специфика организации
воспитательной работы в начальной школе
Начальная школа стоит как бы в стороне от всех проблем, сотрясающих основы средней школы. Многие годы она была замкнутым компонентом и малоподвижным звеном в системе образования. Основное ее предназначение виделось в том, чтобы дать детям представления об окружающем мире. Если в 20-30-е гг. цель на ...
Особенности
аналитики сложных социокультурных объектов
В ряде социально-гуманитарных наук, в экономической географии и экологии ставится вопрос о разработке нового понятия о “регионе” и “региональном развитии”, отличном от привычных понятий об экономическом районе, территории, зоне влияния, экономической интеграции и политической общности стран. Склады ...