Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование нравственной культуры старших школьников » Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника

Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника

Страница 1

При столкновении старших школьников с проблемой нравственного самосо­вершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множе­ством противоречий и проблем. Одна из них — стремление де­тей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В совре­менных социальных условиях такое стремление часто сталкива­ется с прагматической ориентацией, порождаемой экономиче­скими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в част­ности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романти­ческая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, вто­рой — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного харак­тера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы про­должить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей — романтической или прагмати­ческой — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача воспитателя, работающего с детьми юношеского возраста, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного и пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Можно, например, быть достаточно прагматичным, предприимчивым и расчетливым человеком и в то же время и нравственном отношении оставаться весьма порядочным, проявляя доброту, сострадание к людям, в том числе и к своим конкурентам. Такие качества, как показывает история бизнеса, действительно отличали лучших представителей отечественных (дореволюционных) и зарубежных деловых людей. В частности, промышленники России конца прошлого — начала нынешнего века, будучи хорошими предпринимателями, внесли немалый вклад в развитие культуры и образования.

Для подобного воспитания современных юношей и девушек им можно рекомендовать наряду с чтением литературы романтической, героической и приключенческой направленности обращаться и к лучшим произведениям деловой литературы, особенно тем, которые содержат в себе биографические сведения о наиболее выдающихся личностях в этой сфере. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от таких условий, как: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Я перечислила ряд норм, правил и требований, которых должна при­держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по­ведения. Это, например, преданность родине, добросовестный труд, охрана природы, гуманность, честность и правдивость. При этом важно, что нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся фор­мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на­выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической дея­тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф­фективно формировать нравственные отношения.

Также для эффективного формирования нравственной культуры важное значение имеет активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.

Первейшая задача воспитателя, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать юношам и девушкам, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом; что можно быть расчётливым, но при этом оставаться нравственным человеком.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста
Цель: разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической деятельности с одаренными детьми младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения. Задачи и направления: 1) провести первичную диагностику уровня одаренности у детей младшего школьного возраста; 2) разработать комп ...

Методика работы над словами различной слоговой структуры
Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Про ...

Результаты применения в систематизации знаний об окружающем предметных моделей
Большую роль в процессе познания играет сравнение. По выражению Е.А.Аркина, посредством сравнения ребенок “как бы накладывает на предметы более густые краски, делает их для себя нагляднее, конкретнее и ярче, придает обыденному необычайный вид и таким путем питает свою эмоциональность. Иногда эти ср ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru