Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе » Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект

Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект

Страница 1

В начале исследования необходимо раскрыть сущность базовых понятий, которыми мы будем оперировать на протяжении всей работы. Ключевыми понятиями в данном исследовании являются: структура морали, общечеловеческие ценности, этические знания, развитие этических знаний. В истории развития человеческого общества менялся подход к рассмотрению моральных ценностей. Каждый исторический период характеризуется новым этапом в развитии морали. Нашей целью является осветить в первом параграфе, каким образом сформировались ценности современного общества; выявить основные подходы педагогов к целям воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим в кратком изложении гносеологические корни современных подходов, определим сущность терминов. Термин «этика» был введен Аристотелем. Это греческое слово «ethos» - обычай, характер, образ мыслей. Предметом этики у Аристотеля являлось учение о добродетелях, добродетельном поведении. Наряду с понятием этики со времени завоеваний Александра Македонского используется понятие мораль. Это слово латинского происхождения -«moralize» и имеет более узкое значение по сравнению с понятием этики. Мораль, по понятиям древних римлян, является отражением степени приобщенности к «своей» культуре. Для того, чтобы сохранить свою культуру от ассимиляции в эллинской, римлянам необходимо было четко разграничить «свои» обычаи и «чужие». Мораль служила в этом отношении мерилом усвоения общепризнанных черт в поведении собственных предков. Данные различия в происхождении и сущности понятий послужили в дальнейшем тому, что "этика" и "мораль" стали наполняться разным содержанием. Под этикой понимают науку, область знания, предметом которой является мораль ( А.А. Гусейнов, Р. Г. Апресян, И.С. Кон, Ф.Т.Хаматнуров). С понятиями «мораль» и «нравственность» дело обстоит сложнее. Здесь существует два основных подхода. Эти понятия ранее не разделялись в философии (И.С. Кон, В.П. Кобляков). Но современные авторы их разводят. Под моралью понимается специфическое общественное явление, определяемое совокупностью объективных условий жизни общества, это форма общественного сознания, совокупность норм и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. «Нравственность» же трактуется как более узкое понятие, как область субъективно-индивидуальной моральности, сфера моральной свободы личности (Ф.Т.Хаматнуров, А.И.Шемшурина и др.). Для нашего исследования такое разграничение имеет принципиальное значение. Нравственное воспитание предполагает усвоение человеком общественных норм. В большей степени это уровень обыденного сознания, дети просто воспринимают, запоминают с помощью учителя моральные нормы, присваивая их, тем самым, переводя в область субъективно-индивидуальной нравственности. Этические же знания, исходя из определения этики предполагают теоретический уровень осмысления, обоснование абсолютного и всеобщего характера моральных законов. Таким образом, с нашей точки зрения, более эффективно применение термина этические знания, нежели нравственные нормы.

Роль морали в обществе огромна. Для нас важным моментом является то, что учеными признается мораль как один из основных механизмов управления, регулирования общественной жизни. Например, Л.М. Архангельский выделяет три функции морали: гносеологическая (отражательная), регулятивная и гуманистическая (воспитательная). Е.А. Якуба - функции социальной ориентации и регулирования. Также выделяются функции гносеологическая, воспитательная, революционно-критическая, апологетическая (С.Ф.Анисимов, В.П.Кобляков), функция предвосхищения (А.И. Титаренко), функция формирования социального субъекта (Т.С. Лапина ). Таким образом, мораль имеет всеобъемлющий характер и осуществляет основные функции:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Прочее о педагогике:

Сущность и содержание эстетического воспитания
Для раскрытия понятия эстетического воспитания необходимо определить, что такое эстетика. Слово «эстетика» происходит от греческого aisthesis, что в переводе на русский язык означает «ощущение», «чувство». Эстетика – наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах ...

Духовно- нравственное воспитание в процессе обучения
Средство воспитательного процесса – то, что использует воспитатель для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло. Нравственному воспитанию может способствовать тако ...

Обучение грамматике и правописанию в коррекционной школе в период со 2-го по 4-ый классы
Программный раздел "Грамматика, правописание и развитие речи" определяет содержание обучения, умения и навыки, которые должны быть отработаны в период со 2-го по 9-й класс. Термин "грамматика", вынесенный в название раздела, употреблён здесь только условно. На самом деле он акку ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru