Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе » Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект

Этика, мораль, нравственность: понятия, сущность, исторический аспект

Страница 4

С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность – это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»

«Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.»

Воспитание - это двусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитуемых.

Понятие нравственное воспитание Подласый П.И. раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.»

«Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли.

В психологической литературе понятие о мотиве трактуется по-разному. Мы считаем, что задача учителя формировать у младшего школьника именно устойчивые осознаваемые причины поведения, поэтому мы будем пользоваться определением, которое дает Немов Р.С.: «мотив – это внутренняя устойчивая психологическая причина поведения человека».

Отметим еще, что мотивами поведения (устойчивыми причинами) могут являться взгляды, убеждения, понятия человека о нравственности.

Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются два психических явления:

совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, то есть система факторов, детерминирующих поведение,

процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, ко- торый стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

В нашем исследовании мы будем иметь в виду второе определение, так как в данном случае важна не совокупность побуждений сама по себе, а именно процесс формирования мотивов в младшем школьном возрасте, который имеет педагогическую характеристику.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К таким чертам можно отнести мотивы достижения успеха и избегания неудачи.

Для правильной организации своей работы учителю необходимо знать, как формируется мотивация личности. Существует два механизма.

Заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия учебной и трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно переходят в устойчивые мотивационные образования. Это механизм формирования «снизу вверх».

Механизм же «сверху вниз» заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой форме побуждений, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Прочее о педагогике:

Исследование профессиональной направленности учителей начальных классов
В исследовании профессиональной направленности учителя приняли участие учителя начальной школы в количестве 8 человек. Были использованы следующие методики: методика оценки профессиональной направленности личности учителя (см. Приложение 2) и методика изучения самооценки профессиональной пригодност ...

Факторы и особенности взаимоотношений тренера и спортсмена
В современном спорте резко возросла роль тренера. Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60–70% зависит от деятельности тренера. Проводя ее своими учениками по 6–7 часов в день при 2–3-разовых тренировках на протяжении 8–10 лет, тренер ...

Цели и задачи обучения говорению на среднем этапе обучения иностранному языку
Система учебной деятельности сообразуется с целями, характером и условиям и обучения и определяется особенностями овладения иностранным языком как средством общения. В Государственном Стандарте среднего (полного) общего образования обучения иностранным языкам предусматривается овладение монологичес ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru