Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе » Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Страница 1

Практическая часть исследования была проведена в муниципальной общеобразовательной школе № 208 Железнодорожного района г. Екатеринбурга. Эксперимент был организован и проведен в рамках классно-внеклассной работы под руководством учителя начальных классов высшей категории Боронниковой Е.Г.

Цель опытно-экспериментальной работы заключается в изучении и совершенствовании нравственных качеств учащихся начальной школы в учебно-воспитательной деятельности

Исследование состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На констатирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:

Определение изначального уровня нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей

Выявление процентного соотношения учащихся с разным уровнем нравственных представлений.

Определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств в ходе урочной и внеурочной работы.

Для диагностики и выявления уровня сформированности нравственных качеств учащихся начальной школы методами исследования были выбраны: наблюдение, беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Данные анкетного опроса учителей и родителей учащихся выявили значимость и актуальность исследуемой проблемы. Так, абсолютное большинство опрошенных (91%) оценили её как актуальную (76 человек). В формировании ценностных ориентаций, по мнению экспертов, существенную роль играют идеальные личности, на основе подражания которым и происходит формирование ценностей. Анкетирование учащихся 1-4 классов (120 человек) показало, что такими идеалами у младших школьников являются родители и ближайшие родственники (24,6%), преуспевающие бизнесмены и предприниматели (25, 3%), учителя (18,4%), герои литературных произведений и фильмов (19,2%), друзья и знакомые (12,5%).

Затем мы выявили степень интереса младших школьников к нравственной проблематике. Для этого использовали методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной. Значительная часть детей дали высокую оценку ценностям социального характера таким, как удачная учеба, бизнес, богатство (в среднем около 60%). Более низкую оценку получили такие нравственные ценности, как честь, достоинство, порядочность, совесть, жалость, милосердие и т.д. (в среднем около 40%). В ходе констатирующего эксперимента были также применены методики Н.Е.Щурковой, по которым определялось, какими качествами, по их собственной оценке, обладали школьники. 42,5% учащихся считали себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Около 30% учащихся не смогли ответить, считают ли они себя добрыми, ответственными, дружелюбными, честными, умеющими строить свои отношения с окружающими на основе взаимного уважения. Более 19% не считают, что они должны строить свои отношения на принципах взаимоуважения и изменять своё отношение к людям.

В данном исследовании мы не ставили цель выявить конкретных учеников, склонных или не склонных мыслить нравственно, поэтому анкетирование проводилось анонимно.

На констатирующем этапе, в беседе с завучем по работе с начальными классами был выявлен учитель, проводящий целенаправленную работу по нравственному воспитанию у детей (2 А класс). Второй учитель, участвующий в эксперименте, был выбран нами произвольно (2 В класс).

В беседе с этими учителями выяснилось, что учитель 2 А класса в работе по нравственному воспитанию использует множество разнообразных методов и приемов:

этические беседы (на уроках внеклассного чтения, если позволяет материал, во внеурочное время),

рассказы на этическую тему,

диспуты (проводятся раз в месяц, при этом дети выбирают тему из предложенных учителем),

письменные размышления на нравственную тему (некоторые из сочинений зачитываются перед классом),

пример (герои художественных произведений, герои «Ералаша» и т. п.),

встречи с «интересными» людьми (в класс приходили актеры, милиционер, врач, военный).

походы в театры.

Учитель 2 В класса – такие:

разъяснение (в основном индивидуальное, после совершения плохого поступка),

рассказ на этическую тему,

сочинения на нравственную тему (некоторые также зачитываются вслух),

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Понятие самоконтроля
Логика изменений, происходящих в современном российском обществе, выдвигает на первый план требование готовить подрастающее поколение не только к успешному усвоению и воспроизводству унаследованных от прошлого ценностей и навыков, но, главное, к самостоятельной творческой активности, постановке и р ...

Семейные отношения
Понятийный аппарат детско-родительских отношений достаточно широк и многозначен: родительские установки и соответствующие им типы поведения; родительские позиции; типы родительского отношения; типы отношений «мать-ребёнок»; типы позитивного и ложного родительского авторитета; типы (стили) воспитани ...

Дошкольное образование 2009 год
В условиях увеличения рождаемости детей и увеличивающегося притока иногородних молодых семей, имеющих детей дошкольного возраста, Администрацией города обеспечивалась согласованная и целенаправленная деятельность дошкольных образовательных учреждений по предоставлению населению города качественного ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru