Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе » Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Диагностика уровня сформированности нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности

Страница 3

Анализ ответов испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. Во 2 А и 2 В классах, прежде всего хочется выделить ответы испытуемых, которые свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание данных моральных норм. Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов испытуемых встречаются такие суждения: “Ответственный человек – это тот, кто отвечает, когда спрашивает учитель”. Показатель того, что испытуемый имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть. В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта. Во 2 А классе они составляют 15%, во 2 В - 40%.

Далее, из оставшейся выборки выделяются испытуемые, у которых знания, отношения и способы поведения данных моральных норм отличаются в лучшую сторону, в сравнении с учащимися с низким уровнем нравственного опыта. Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в тоже время учащиеся не различают оттенков в переживаниях, хотя в целом, нравственные знания у этих учащихся по степени соответствия норме, выше, чем у группы с низким уровнем нравственного опыта. Но при этом обобщенность их знаний довольно низка.

Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты. У учащихся рассматриваемых групп эти показатели выше 2,8 и 3,6.

Нравственные знания у этих учеников находятся на уровне представлений, хотя по своей глубине и широте они намного отличаются от знаний учащихся с низким уровнем нравственного опыта.

В результате проведенного анализа, мы выделяем данных испытуемых в группу со средним уровнем знаний нравственных норм. Она составляет 60% от выборки 2 А класса и 50% 2 В класса.

Оставшиеся испытуемые образовали самую немногочисленную группу с высоким уровнем знаний нравственных норм, их содержания и способов поведения – 25% - во 2 А и 10 % во 2 В классе. Все проявления нравственных знаний у этих школьников характеризуются высокой степенью соответствия норме. В ответах представлялось 3-4 существенных признака ответственности и доброжелательности. Этот факт указывает на глубокое знание содержания нравственных норм. Для нравственных отношений испытуемых этой группы характерна высокая степень соответствия норме и устойчивость. Оценочные суждения достаточно критичны, а при их обосновании ученики исходят из нравственного содержания норм.

На основе сказанного мы выделяем этих учащихся в отдельную группу с высоким уровнем нравственного опыта.

Очевидно, что нравственная воспитанность детей соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Многие из ребят имеют представление о таких понятиях, как доброжелательность и ответственность. Вместе с тем, осознавая их положительную или отрицательную направленность, они не всегда были в состоянии сформулировать многие из понятий более конкретно. Поэтому возникла необходимость в дальнейшей работе по совершенствованию представлений младших о нравственных категориях. Кроме того, в ходе исследования выяснилось, что большинство детей, даже осознавая потребность нравственного поведения в повседневной жизни, регулярно попадают под аморальное влияние кумиров, сверстников и т.д. Следовательно, младшие школьники находятся на «малоустойчивой стадии нравственной воспитанности» (по определению А.В. Зосимовского). Необходима целенаправленная работа, направленная на ликвидацию разрыва между их нравственными представлениями и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление.

На основе полученных результатов был сделан вывод о недостаточной степени развития у школьников 2 «В» класса нравственных качеств. Проведённое нами ранжирование основных причин недостаточного уровня сформированности составило следующий ряд убывания: недостаточно высокий уровень использования возможностей нравственного воспитания на уроках и во внеурочное время, недостаточная разработанность методической базы; недостаточная подготовленность педагогов к работе в этом направлении.

Страницы: 1 2 3 

Прочее о педагогике:

Современная ситуация в России: новые задачи образования
На рубеже нового столетия одним из наиболее серьезных вопросов, определяющих политику целых государств и их сообществ, стал вопрос о том, куда идет в своем развитии мир. По мнению П.Г.Щедровицкого во второй половине XX века явственно обозначились пределы роста традиционных индустриальных моделей ра ...

Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение — односторонний под ...

Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори
Мария Монтессори (1870—1952) — итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены. Первое свое дошкольное учреждение для детей рабочих под названием ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru