Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Особенности взаимоотношений в системе "тренер-спортсмен" » Факторы и особенности взаимоотношений тренера и спортсмена

Факторы и особенности взаимоотношений тренера и спортсмена

Страница 1

В современном спорте резко возросла роль тренера. Успешность деятельности отдельного спортсмена или команды, особенно на начальном этапе подготовки, на 60–70% зависит от деятельности тренера. Проводя ее своими учениками по 6–7 часов в день при 2–3-разовых тренировках на протяжении 8–10 лет, тренер имеет возможность досконально изучить своих учеников, узнать все нюансы их характера, правильно воздействовать на психическое состояние в экстремальных условиях тренировки и соревнований. Вместе с тем такая долголетняя совместная работа, сопровождающаяся постоянными эмоциями с той или другой стороны, предъявляет большие требования к межличностным отношениям в системе «тренер – спортсмен». Интерес к факторам и причинам позитивных или негативных отношений привел к серии исследований, которые показали, что тренеры строят свои отношения с учениками ориентируясь в первую очередь на их специфические спортивные качества и только затем – на личностные, которые оцениваются под влиянием первых.

Факторов, обусловливающих отношение тренера к специфическим спортивным и личностным качествам своих учеников, много, но главные из них – это (в порядке значимости) задачи деятельности, система ценностей и потребности тренера, а также представления тренера и спортсменов об их взаимных отношениях.

Спортивная деятельность предъявляет особые требования к физическим, интеллектуальным и специфическим качествам людей, решивших посвятить ей большую часть своей жизни. Естественно, что тренер должен подбирать учеников с пригодными для данного вида спорта качествами. Одаренность и талант спортсменов, помогающие эффективно решать специфические задачи, во многом определяют отношение тренера к ученикам.

Потребности и система ценностей тренера являются также очень важными факторами в установлении позитивных отношений между наставником и учениками. Дело в том, что тренер подбирает таких учеников, которые благодаря своим качествам и способностям могут реализовать на практике все его концепции и взгляды, воплотить его планы и замыслы в жизнь, содействовать ему в удовлетворении его потребностей, связанных со стремлением занять более высокий статус в обществе. Высокая оценка тренером специфических спортивных качеств учеников формирует у него позитивное отношение и к их личностным качествам (происходит перенос отношений из одной сферы общения в другую). Если же специфические качества спортсмена не отвечают тем требованиям, которые предъявляют деятельность и тренер, то тренер низко оценивает и личностные качества такого спортсмена. Тренер находится как бы в плену спортивных способностей своего ученика, иногда не замечая, а иногда сознательно игнорируя негативные качества его личности, когда он успешно решает поставленные перед ним задачи.

И третий важный фактор, определяющий межличностные отношения, – это представления тренера и спортсменов об их отношении друг к другу. Наши исследования показали, что если тренер видит негативное отношение к себе всех или некоторых учеников, знает о негативной оценке ими его профессиональных и личностных качеств, то, как правило, он относится к таким ученикам тоже негативно. Хотя при объективной оценке личностных и спортивных качеств учеников выясняется, что к этому у тренера не было никаких оснований.

Безусловно, на характер восприятия тренером своих учеников влияют и такие факторы, как пол, возраст, уровень спортивного мастерства и т. д., однако недостаточность фактического материала не позволяет вести по этому вопросу обоснованный разговор.

До сих пор речь шла о путях формирования отношения тренера к ученикам, хотя характер этого отношения в немалой степени обусловлен и отношением спортсменов к тренеру. Исследования показали (Ю. А. Коломейцев, 1971–1980), что этот вид коммуникаций подчиняется тем же закономерностям, с той лишь разницей, что на отношение спортсменов к тренеру оказывает влияние еще и возраст. Так, начинающие спортсмены (новички) с трудом оценивают профессиональные качества тренера, но более уверенно, правильно и, главное, в первую очередь дают оценку ему как личности.

Действительно, подростку, делающему первые шаги в спорте, трудно оценить, насколько его тренер профессионально грамотен. Вместе с тем он достаточно ясно понимает, добрый или злой человек его тренер, любит ли он детей, может ли шутить, играть, или всегда очень строг и т.д. Занятия спортом дети воспринимают как игру и хотят, чтобы и все окружающие, в том числе и тренер, относились к ним как к игре. Видимо, в этом одна из причин популярности тренеров, строящих спортивные занятия с детьми в виде игры, стремящихся обучить их необходимым техническим элементам и упражнениям в игре и через игру. Практика спорта знает немало таких поистине детских тренеров.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Планирование учебной работы и подготовка к занятиям. Анализ учебной программы по графике
Как и всякий вид деятельности, труд учителя требует предварительной подготовки, продумывания и планирования. Этот подготовительный этап, предшествующий проведению самого занятия, является прямым служебным долгом учителя, который руководствуется для этой цели учебной программой. Программа учебная – ...

Система образования во Франции
Образовательная система во Франции имеет следующую структуру: 1. Дошкольное образование (до 6 лет); Детские сады принимают детей с двух лет и до 6 лет. Дети в садах делятся на три возрастные группы Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисован ...

Система образования в России
Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Образовательные учреждения бывают платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Дошкольное образование: современное дошкольное образование располагает ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru