Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Роль семьи в формировании познавательного интереса » Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей

Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей

Страница 6

Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает в семье ребенка, начиная с внутриутробного его существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитарных советчиков, помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Если в семье нет гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется. В данном случае нельзя говорить о благополучной семье. А традиционно, хорошая семья – это такая семья, в которой всем ее членам хорошо. В основе чего лежит психологический климат семьи.

Психологический климат семьи

Конфронтация – это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей. Соответственно родители не следят за своими детьми, не воспитывают их, т.к. у каждого из родителей свой взгляд на воспитание. И говорить о развитии каких-либо качеств (нравственных, познавательных, эмоциональных) не имеет места. Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью, родители мало времени уделяют своим детям, их воспитанию, их учебе. Т.е. родители мало внимания обращают своим детям, формированию у них нравственных качеств, познавательного интереса, появлению у них каких-либо увлечений и т.п. В принципе, дети предоставлены сами себе, развита самостоятельность. Оба этих типа отношений отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для таких отношений характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. В таких семьях вырастают умные, доброжелательные, ответственные, одним словом, хорошо воспитанные дети. У них, как правило, много различных увлечений, они многим интересуются, достигают цели, которые перед собой ставят.

Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом. Он возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Т. е. психологический климат – это комплекс психологических условий, способствующих или препятствующих сплочению семьи. Он неразрывен с идейно-нравственными, познавательными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений семьи.

Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Но довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. Для благоприятного климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого члена семьи, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, ответственность и т. д. Показателями этого климата являются: стремление членов семьи проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, вместе путешествовать и т. п.; и добрые отношения с родственниками, друзьями, знакомыми. В таких семьях детям уделяют достаточно времени, пытаются сформировать у детей познавательный интерес к чему-либо, развить какие-либо навыки и т.д., т. е. занимаются их воспитанием. Неблагоприятный же психологический климат ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным, не говоря уже о воспитании детей. И о каком воспитании можно говорить, когда взрослые не могут разрешить даже свои проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Особенности современной семьи и возможности формирования познавательных интересов у детей
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Ф. Адлер Воспитание – великое дело, им решается участь человечества. В. Г. Белинский Данный параграф темы посвящен изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспит ...

Методические рекомендации для воспитателей по трудовому воспитанию детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома
При разработке программы был изучен опыт А.А Католикова, который стремился воспитывать у детей-сирот потребность в труде и привычку к работе “как основу будущего счастья” в процессе систематического каждодневного труда. Идеи этого педагога были взяты за основу программы. В отличие от других програм ...

Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием
Современная педагогика располагает значительным арсеналом средств для приобщения школьников к культуре вообще и к материальной культуре, в частности. Однако это богатство выбора зачастую заслоняет дидактические и общекультурные возможности таких традиционных приемов, как решение и составление расче ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru