Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Работа с учебником географии » Виды и характеристика учебников географии

Виды и характеристика учебников географии

Современные учебники географии отличает высокий научный уровень и педагогически обоснованный методический аппарат, построение которого направлено на решение важной задачи – научить ученика учиться.

В учебниках выделяют два структурных «блока»: учебный текст и внетекстовые компоненты. Каждый из них состоит из нескольких элементов, выполняющий определенную функцию.

Виды учебников:

1. Основной: объяснение и изложение основ науки (понятия, законы, теории и т.п.).

2. Пояснительный: описание географических фактов, процессов, явлений, словарь терминов и т. п.

3. Дополнительный пояснения: аппарат организации усвоения знаний и умений: система вопросов и ответов; иллюстративный аппарат; карты, схемы, рисунки, таблицы, приложения и т. п.; аппарат ориентировки; оглавление, сигналы, указатели, рубрики, шрифты. Основу учебника составляет текст, органически связанный с внетекстовыми компонентами. Тексты учебников географии близки к тексту научного объяснения и включает теорию, объяснение, описания, методологию. Теория представлена формулировками научных понятий, принципов, мировоззренческих идей, обобщающих выводов. Большинство терминов, обозначающих понятия, выделено шрифтом, даны определения многих понятий, т. е. названы их существенные признаки. Объяснительный материал призван раскрыть географические связи (например, между отдельными компонентами внутри природных и территориально-производственных комплексов), объяснить принципы размещения отраслей производства, причины возникновения тех или иных природных явлений или процессов. Нередко объяснение в тексте носит проблемный характер, что способствует развитию творческого мышления школьников, служит средством активизации их познавательной деятельности. Традиционным для тексов остаются описания и характеристики объектов и явлений природы.

Понимание текста – процесс сложный. Оно зависит, в частности, от наличия у учащихся необходимых знаний, от соотношения количества знакомых и незнакомых слов, от уровня сформированности навыка чтения.

Наряду с текстом большую роль в учебниках географии играют внетекстовые компоненты. Главное назначение - научить школьника самостоятельно учиться, размышлять, сопоставлять, анализировать, ставить вопросы, т. е. мыслить. В ходе этой работы у учащихся происходит развитие ключевых компетентностей таких как, технологическая, готовность к самообразованию. Центральное место занимает система вопросов и заданий. В каждом учебнике их не меньше сот. Выполнение их опирается на разные источники знаний: текст, карты учебника и атласа, графики и диаграммы, статистические таблицы, рисунки и фотографии, схемы и профили.

В учебниках географии очень разнообразны содержание и формы иллюстраций. Большая часть представлена картографическими иллюстрациями. Это тематические и комплексные карты, картосхемы, картограммы, орографические схемы, оригинальные карты на форзацах учебника. Большинство из них содержит информацию, которая отсутствует в тексте. Уменьшение числового материала в тексте привело к увеличению диаграммы, статистических таблиц, графиков. Работа с ними позволяет познакомить школьников с методами географических исследований, осуществлять деятельностный подход к организации учебного процесса.

Словарь терминов, помещенный в конце учебников, дает перечень научных понятий каждого курса, направляет на анализ текста, где эти понятия раскрыты. Приложения служат основой для выполнения практических работ, справочным материалом для составления географических характеристик и описаний.

Прочее о педагогике:

Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально – обусловленные требования к нему
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога – это система и тех интеллектуальных, вольных и эмоцио ...

Трёхсоставное понятие труда
Трёхсоставное понятие труда включает в себя: 1. преобразование человека, 2. качество жизни, 3. воспроизводство и развитие систем деятельности. Это понятие имеет прямое отношение к труду в сфере образования. Элементы труда, выделенные в единое понятие, реализуются в едином духовном усилии отдельного ...

Уважительное отношение к жене и матери
После свадьбы начинается новая жизнь, жена – не просто девушка, и многие мужья забывают о том, что должны ценить свою половинку. Как же научить мужчин уважать своих жен? И какие жены действительно достойны уважения? «Умел достать жену; умей и жить с нею» - не все сказки заканчиваются свадьбой, мног ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru