Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Учебный процесс определяется в первую очередь его содержанием. Наибольшие трудности возникают у учащихся при усвоении теоретических знаний, выполнении самостоятельных работ, поэтому важно остановиться на теоретических вопросах, касающихся самостоятельных работ.
В своей работе со школьниками дифференцированно используют различные виды самостоятельных работ.
Одной из важнейших задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний. Поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний и определяют виды используемых в обучении географии самостоятельных работ.
Наиболее часто проводятся следующие виды самостоятельных работ:
- различного рода наблюдения, чаще всего на учебных экскурсиях;
- работа со школьным учебником (прием и составление плана, рассказ по плану;
- ответы на вопросы, связь текста с иллюстрациями, составление вопросов к иллюстрациям);
- установление взаимосвязей и причин явлений;
- задание на пути формирования какого-либо понятия (индуктивный или дедуктивный) и т. д.
Наиболее трудными приемами самостоятельной работы у многих учащихся являются: выявление состава знаний, пути формирования понятий, работа с учебником, картами и контурными картами одновременно,
Самостоятельная работа всех учащихся (за редкими единичными исключениями объективного или субъективного характера) с разнообразными средствами обучения и на уроке, и при домашней подготовке позволяет ставить и решать:
- образовательные задачи (формирование системы географических знаний умений и навыков),
- воспитательные задачи (формирование самостоятельности, навыков учебного труда)
- развивающие задачи (формирование некоторых приемов умственной деятельности).
Одной из главных задач самостоятельных работ является обучение учащихся использованию различных источников знаний, поэтому перечисленные выше основные источники географических знаний определяют виды используемых в общении географии самостоятельных работ. Для работы с каждым источником знаний используется несколько разновидностей заданий, отражающих различные приемы работы учащихся. Остановимся на нескольких видах самостоятельных работ: наблюдение, работа с географической картой, с учебником.
Наблюдение - один из видов самостоятельных работ. Географические экскурсии являются одним из видов наблюдений. На экскурсии ребята учатся работать с различными приборами.
Определённые виды самостоятельных работ выполняются и на экскурсии по заданиям учителя:
- охарактеризовать данный участок местности: с помощью нивелира измерить превышение одной части местности над другой;
- изучить горные породы, которыми сложена данная местность, взять их образцы;
- охарактеризовать растительность данного участка;
- изобразить участок местности на рисунке;
- выяснить причины изменения рельефа данной местности;
- как используется и охраняется данный участок человеком.
В ходе наблюдений учащиеся овладевают следующими приемами работы:
- фиксируют и обрабатывают наблюдение,
- устанавливают взаимосвязи между явлениями,
- работают с географическими приборами, соотносят горизонтали на рисунке и на местности с последующим вычерчиванием.
Самостоятельная работа с географической картой имеет большое значение для развития познавательной активности школьников. Например, можно рассмотреть прием определения географического положения реки при изучении темы "Гидросфера" в курсе 6-го класса:
Прочее о педагогике:
Анализ технических средств на базе ИКТ
К техническим средствам на базе ИКТ относятся: – компьютеры; – мультимедийные проекторы; – интерактивные (электронные) доски; – планшеты; – сканер; – принтер; – цифровой фотоаппарат; – видеокамера; – мультимедийное оборудование и пр. В результате анкетирования «Какими техническими средствами Вы вла ...
Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка
При отборе растений и животных для уголка необходимо учитывать ряд требований. Это поможет избежать случайных обитателей, обеспечит воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. 1) Растение или животное должно быть типичным для выбранной систематической или экологической ...
История развития графики
К основным характеристикам многообразия мира, в котором мы существуем, относятся форма и размер окружающих нас предметов. Попытки отобразить эти признаки предпринимались с незапамятных времен. Существует красивый поэтический миф о прекрасной коринфянке, очертившей на озаренной луною скале силуэт св ...