Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Народная педагогика в семейном воспитании » Семья как нравственная доминанта народной педагогики

Семья как нравственная доминанта народной педагогики

Страница 1

На современном этапе развития общества народная педагогика должна находить свое проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитательной колыбелью человека. Нравственной этнопедагогики всех народов является идея семьи. Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с благополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двойственную роль семьи в человеческом обществе с одной стороны, это модель общества, с другой интимная сфера, где полностью раскрывается духовный и физический потенциал человека.

Жизнь человека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучия семьи и народная педагогика со дня рождения начинает готовить человека к семейной жизни. Тема семьи есть в колыбельных песнях, в общении родителей с малышом, в считалках, скороговорках, сказках, легендах и мифах, которые малыш слышит с раннего возраста и т.д. В народной педагогике нет отвлеченной идеальной всесторонне гармонически развитой личности. В песнях, сказках и легендах мы найдем идеального сына, отца, мать, хозяйку, воина, труженика и др. социальные роли человека; неписанные правила, пословицы и поговорки дополняют их характеристики. Семья в первую очередь заботится о формировании семейных ролей, каждая семейная роль требует физического развития и нравственного совершенствования, трудолюбия и высоких эстетических вкусов, ума, самостоятельности и ответственности, культуры общения труда и поведения. Малыш еще и головку не держит, а родители радуются: помощник отца (помощница матери) растет. Эта тема - лейтмотив в общении с ребенком, с первых дней и до того возраста, когда он начнет самостоятельно выполнять различные виды труда вместо отца или матери. Эта тема, как, впрочем, и любой другой аспект народной педагогики, не однозначна: она готовит ребенка к труду, к жизни труженика; «привязывает» к семье, закладывая в его формирующееся сознание код: «жить в родной семье, помогать своим родителям – цель жизни». Чуть позже начнутся беседы: «Вот вырастешь, женишься (выйдешь замуж), будут у тебя дети, требуй с них, как мы с тебя. … Вот будут у тебя дети, поймешь, как близок каждый ребенок, как больно, когда дети к тебе так относятся» и т.д.

Своим примером, беседами, рассказами родители формируют в душе ребенка идеал семьи и члена семьи (отца, матери, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, внучки, брата, сестры). Постулаты - назидания - народно-педагогическая технология формирования семьянина. Ими воспитывают детей от трех примерно до девяти лет. Постулаты – назидания состоят из двух ядер, между которыми существует формально причинно- следственная связь, а по существу никакой связи нет.

«Не мой пол поперек досок, а то муж будет кривым». Первое ядро является требованием, указанием, пожеланием взрослых к детям и имеет культурное, гигиеническое, трудовое, нравственно-поведенческое содержание, это формальная причина – условие всего изречения. Второе ядро имеет семейно-воспитательное содержание и выступает в качестве следствия угрозы, если не будет выполнено «условие» первого ядра.

Следует подчеркнуть психологичность постулатов – назиданий. В сознание (подсознание) ребенка закладывается понимание судьбоносности каждого дела, каждого действия, формируется чувство ответственности за собственные поступки. Эффект достигается тем, что за незначительной неопрятностью, неаккуратностью, оплошностью, бескультурьем может последовать неизмеримо большее наказание. Постулаты – назидания - инструмент духовного общения между взрослыми и детьми.

Народно – педагогической формой индивидуального воспитания является имя ребенка. Раскрывая ребенку идеалы, какие они вложили в данное ему имя, родители формируют в сознании ребенка идеал того, кто он есть теперь (сына, внука, брата, ученика и т.д.) и кем он должен быть в будущем (мужчины, солдата, владельца дома, инженера и т.д.)

Сына воспитывают как будущего сына, поэтому он должен быть сильным, крепким, трудолюбивым, умным, умелым, деловым, уважительным, волевым, мудрым и т.д. Дочь воспитывают как будущую мать, поэтому она должна быть любящей, старательной, заботливой, не боящейся мелочной работы, бережливой, послушной, умной и т.д.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Готовность детей к школе как результат взаимодействия педагогов и родителей
Проблема готовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения, интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологических наук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению, вызывает множество проблем на всех его последующих этапах. По ...

Анализ опытной работы по формированию познавательного интереса в семье
Опытная работа по формированию познавательного интереса в семье осуществлялась в школе №30 г. Кирова в 10б классе и МОУСОШ с. Бобино в 9 классе. Опытная работа проводилась в несколько этапов. I этап: На данном этапе была поставлена следующая задача – узнать интересы и увлечения родителей и детей в ...

Рекомендации по анализу творчества Шекспира на уроках литературы
На изучение творчества Шекспира программа отводит совсем небольшое количество времени в старших классах общеобразовательной «обычной» школы (там, где не предусмотрены отдельные часы на изучение зарубежной литературы и нет лингвистических классов с изучением английской литературы), поэтому каждый из ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru