Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. ООН объявила 2003-2013 годы десятилетием грамотности. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении.
Развитие детей как читателей призваны осуществлять и семья и дошкольные учреждения. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Утрачиваются традиции семейного чтения. Если в прошлом веке регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только в 7%. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, для многих родителей характерны непонимание воспитательной ценности детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей, методическая неграмотность.
Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.
Тем не менее, как отмечает Н.С. Карпинская, детская литература играет огромную роль в становлении ребенка как личности и на каждом возрастном этапе имеет своё особое значение .
Кроме того, книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте.
Читательское развитие в раннем возрасте – это процесс первоначального приобщения детей к книге, с ее неисчерпаемыми возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения.
З.А. Гриценко утверждает – первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.
В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена отдельная образовательная область «Чтение художественной литературы». Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности воспитание в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Читатель в ребёнке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – источник духовного обогащения.
Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых коллизий, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит очень многое.
На всём протяжении ХХ века ребенка раннего и дошкольного возраста как читателя, его интерес к книге и чтению активно изучали такие учёные, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, и другие. Но многие вопросы до сих пор не исследованы.
Прочее о педагогике:
Специальная подготовка детей к школе в области рисования
На занятиях в детском саду осуществляется и специальная подготовка детей к школе. Овладевая знаниями, навыками и умениями в области рисования дети получают возможность успешного усвоения материала на уроках изобразительного искусства в школе. Для готовности к школьному обучению важное значение име ...
Использование информационных технологий в процессе обучения студентов
Компьютер можно использовать на всех этапах материала: при введении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний. Он может выступать как в роли учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, так и игровой среды. Информационные технологии позволяют создавать электронные средства обуч ...
Процесс обучения
Процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и студента, направленный на формирование у студентов знаний, умений и навыков, развитие мышления и способности к творчеству, воспитание личностных качеств. Следовательно, процесс обучения реализует три основные функции: 1) обра ...