Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста » Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Страница 1

Раннее детство, по мнению, Н.М. Щелованова и Н.М. Аксариной – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Соответственно при формировании интереса к чтению и книге у детей раннего возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности. По мнению С.Я. Маршака, возрастная специфика должна выражаться не в упрощенчестве, сюсюканье, а в учете особенностей психики ребёнка, в частности конкретности мышления, впечатлительности, ранимости.

Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием полноценного развития.

У детей, как правило, интерес к книге появляется в возрасте от 5-6 месяцев до года. Иногда возраст, когда ребенка впервые знакомят с книгой и когда он сам начал интересоваться книгами, один и тот же.

Однако разрыв между первым знакомством и самостоятельным проявлением интереса к книге может составлять от 5 месяцев до года.

Чтобы ответить на вопрос, когда возникает интерес ребенка к книге, надо понять, что книга для маленького ребенка представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст.

Поначалу (причем очень рано: с 4-7 мес.) книга интересна ребенку именно как предмет, с которым он взаимодействует: мнет, рвет, сосет. Именно это – первые реакции большинства детей на книгу.

К году для многих детей книга становится любимой игрушкой.

Если родители детей в возрасте от 8 месяцев до 2-2,6 лет указывают, что ребенок может слушать чтение 5-20 минут, то в возрасте от 2,6 до 3 лет это уже, как правило, – час или более. По очередности появления интереса к двум другим составляющим книги – к тексту или иллюстрациям – различаются два типа детей.

Первый тип – аудиалы, способны начинать воспринимать художественный текст на слух иногда даже раньше, чем проявлять интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им взрослыми наизусть.

Книга постепенно заинтересовывает этих детей – как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.

Второй тип – визуалы – дети, которым для восприятия текста поначалу необходима визуальная, материальная опора – книга.

Ребенок - «визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая ») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой – совместными жестами взрослого и ребенка.

Если ребенок проявляет интерес к книге в возрасте до года, он еще не может быть настоящим «любителем» иллюстраций, так как сначала не может распознать изображение. Исследователи выделяют 3 стадии в развитии восприятия ребенком изображения: 1) ребенок не различает в изображении предмета; 2) отождествляет предмет и изображение; 3) не только связывает предмет с изображением, но и различает их.

«Узнавание» изображений у многих детей возникает только после года – года и двух месяцев, и тогда в лексиконе ребенка начинают появляться слова, источником которых являются книги. Годовалому ребенку легче распознать контур, линию, чем цветовые пятна, поэтому книжки с черно- белыми рисунками могут стать для него любимыми.

На второй стадии развития происходит только узнавание и называние изолированных предметов. Л.С. Выготский писал об этой стадии: «Первоначально ребенок, если и узнает сходство в рисунке, то принимает рисунок за предмет похожий или такого же рода, как и тот, но не за изображение или символ этого предмета». Н.И. Куприянов считает: то, что один предмет (игрушка или рисунок) может быть символом другого, первоначально не осознается. Неразличение изображения и предмета, т.е. реальности первичной и вторичной, приводит к попыткам детей поймать нарисованную бабочку или схватить нарисованных мышек за хвостики, накормить нарисованного мишку, съесть конфету, изображенную на картинке.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Виды контроля знаний учащихся
Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на разных этапах обучения. Посмотреть в правилах, как оформляются ссылки на книги В современной педагогике различают следующие виды контроля: • Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном у ...

Организация рабочего места в соответствии с требованием охраны труда
Правила посадки при работе на рабочем месте 1. Сидеть за рабочим местом, (стол, кресло, диван и др.) слегка наклонив корпус и голову вперед. 2. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди. 3. Ноги должны опираться всей ступней на пол. 4. Все необходимые инструменты должны ...

Предлагаемые ролевые игры при обучении говорению
Предлагаемая ниже игра применяется на заключительном этапе 10 цикла УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательной школы» “What do you know about your family?”. Игра строится на материале, усвоенном на предыдущих уроках, где ученики учились задавать следующие вопросы и отве ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru