Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Формирование интереса к книге и чтению у детей раннего возраста » Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей раннего возраста

Страница 3

Уже на втором-третьем году жизни круг чтения ребёнка не должен состоять из одних сказок. Произведения должны быть разнообразных литературных жанров: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведения как фольклорные, так и авторские и т.д.

На третьем году жизни ребенок развивается, накапливает опыт, источником которого в первую очередь являются близкие ребенку люди. Теперь уже недостаточно только читать ребенку. Он должен видеть сосредоточенно читающих взрослых. Книга в руках взрослого в этом возрасте важна для ребенка как пример, как некий образ жизни, которому стоит следовать.

Начиная с третьего года, содержание жизни ребёнка определяется не только взрослым человеком, но и им самим. У него появляются любимые книги. Его привязанность к книге пока что зависит не столько от содержания, сколько от оформления обложки, красочности иллюстраций, яркости образов, частоты обращения именно к этой книге. Для полноценного развития ребенка ему важно показать разнообразие мира, окружающего его, вызвать интерес и потребность к получению широкого круга и книжных, и жизненных знаний. За первые три года ребенок усваивает колоссальный объем информации. За всю последующую жизнь он не приобретает столько, сколько за этот период.

В трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца, О.И. Никифоровой, Е.А. Флериной, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком раннего и дошкольного возраста. Е.А. Флерина называла характерной чертой такого восприятия единство "чувствующего" и "мыслящего". Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

О.И. Никифорова выделяла в развитии восприятия художественной литературы 3 стадии:

непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения);

понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);

влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

Е.А. Флерина отметила наивность детского восприятия - дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив, малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка. Художественное восприятие на протяжении раннего и дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия, выделяя 2 периода в их эстетическом развитии:

от 2 до 5 лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства;

после 5 лет, когда искусство (и искусство слова) для ребенка становится самоценным .

На основе особенностей восприятия и выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Для детей раннего возраста характерна зависимость понимания текста от его личного опыта, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Дети данного возраста отличаются высокой познавательной активностью. В раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Приобщение детей к книге, художественной литературе – важнейшая задача дошкольного образования. Именно со знакомства с увлекательным миром книг начинается формирование полноценной личности. Процесс этот требует кропотливой работы. И начинать его надо с раннего детства.

Вначале ребёнку интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

В раннем возрасте формируется направленность личности, интенсивно усваиваются примеры взрослых, складываются определенные способы общения. В этот период бурно развиваются образные формы познания действительности – восприятие, образное мышление, воображение. Ребенок начинает устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление объяснить и упорядочить для себя окружающий мир. Отмеченные психические свойства и способности детей раннего возраста позволяют сделать вывод, что данный период детства восприимчив к тем педагогическим воздействиям, которые осуществляются средствами литературы и других искусств. Именно в этот возрастной период складываются условия для пробуждения интереса у детей к книге, чтению, для формирования у них основ разносторонней читательской деятельности и для формирования будущего читателя.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Схоластика
В XII—XIII веках в Западной Европе расширяются экономические связи между странами, ослабляется феодальная замкнутость, растут города, где развиваются ремесла и торговля. Крепнут элементы светской культуры. Возникают и распространяются ереси. Религиозные догмы, которые раньше принимались на веру, те ...

Анализ отечественной и зарубежной литературы по формированию нравственного воспитания детей
Истоки проблемы воспитания нравственной культуры личности имеют свое начало в концепциях представителей философии эпохи античности (Аристотель, Гераклит, Демокрит, Сенека, Сократ и др.). В философии и культурологии проблема нравственности трактуется как одна из универсальных форм общественного и ли ...

Характеристика деятельности МОУ «Слудская начальная школа – детский сад» Республики Коми Прилузского района
Прилузский район - самый юго-западный и южный район республики Коми. Площадь территории района — 13168 км². Численность населения - 24,7 тыс. жителей. Свыше 60 процентов населения района - коми. В районе проживают люди 19 национальностей, на его территории расположен 91 сельский населённый пун ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru