Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки » Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Одной из важнейших линий познавательного развития ребенка является развитие воображения. Изучая развитие воображения, Дьяченко О.М. и Е.Л. Пороцкая отмечают, что, на основе игровой деятельности у ребенка формируется ряд психологических новообразований. «Это, прежде всего, воображение и символическая функция, которые позволяют ребенку производить в своих действиях перенос свойств одних вещей на другие, замещение одного предмета другим».

Традиционно в качестве основного механизма функционирования воображения рассматривались особые способы преобразования образов реальности.

О.М. Дьяченко, ссылаясь на работы гиштальтпсихологов, отмечает, что все творческие процессы носят образный характер. Также она указывает на роль визуализации при решении творческих задач, на значение переструктурирования образов для решения проблемы. Она описала законы трансформации образов, ведущих к нахождению решения творческой задачи.

В исследовании О.М.Дьяченко и Е.Л Пороцкой было показано, что воображение развивается от непроизвольного к произвольному, что с возрастом происходит снижение эмоционально-образных показателей и ограничение ассоциативных рядов. Упорядочивание словесных связей ведет к упорядочиванию и произвольности самого процесса воображения.

В работах большинства отечественных авторов также подчеркивается роль образов в функционировании воображения. Так, Л.С. Выготский писал: «… привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, ранее не существующий образ, составляет, как известно, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением».

А.В. Запорожец рассматривал развитие особого «эмоционального» воображения как эмоционально окрашенного процесса создания образа той или иной возможной ситуации в поведении ребенка.

Преимущественно образный характер воображения отмечает и А.В. Петровский, он утверждает что, «…существуют две системы опережения сознанием результатов деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможности новых комбинаций понятий лежит в основе мышления».

Л. С. Выготский сформулировал закон деятельности воображения: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта».

Воображение не повторяет отдельные впечатления в тех же сочетаниях и формах, которые накоплены прежде, а строит новые ряды из накопленных ранее впечатлений. Иначе говоря, внесение нового в течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый раньше не существовавший образ, составляет, саму основу той деятельности, которую мы называем воображением. Образ – «идеальный продукт психической деятельности, который конкретизируется в той или иной форме психического отражения».

Практически, все исследователи указывают на то, что воображение ребенка является, по сути, процессом создания новых образов на основе образов восприятия и памяти, процессом преобразований впечатлений ребенка, т.е прежнего опыта ребенка.

В психологии и педагогики существует несколько классификаций воображения. По классификации Л.С. Выготского существует два вида воображения.

Один он называет воспроизводящим или репродуктивным. Он тесно связан с памятью, «человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений». Воспроизводящая деятельность не создает нового. «Основой её является более или менее точное повторение того, что было».

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Концепция врожденной одаренности
Интересна концепция врожденной одаренности, предложенная В.В. Клименко. По его словам, задатки (чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецепторо ...

Психофизиологические основы развития речи
Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических. Полноценное развитие зрительного, слухового анализатора и двигательных функций ребенка оказывают благоприятное влияние на становление его речи. Изучением этих психофизиологических основ развития речи мы и займе ...

Дошкольное образование 2010 год
Организационной основой муниципальной политики в сфере дошкольного образования города является целевая программа, рассчитанная на 2010 – 2012 годы. В 2010 году существующая сеть дошкольных образовательных учреждений изменилась - появились два автономных образовательных учреждения № 22 и 23. Детские ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru