Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки » Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Страница 2

Второй вид Л.С. Выготский назвал продуктивным или творческим воображением. «Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий» и есть творческая». Именно творческое воображение, которое основано на комбинирующей деятельности мозга называют фантазией. Иными словами, творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых; реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Л.С. Выготский называет творческим воображением то, «которое создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

Развитию воспроизводящего воображения способствуют задания, к которым относятся, пересказывание сказки, словесное и графическое рисование, анализ и иллюстрации, составление плана текста, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое.

О.М. Дьяченко полагает, что в дошкольном возрасте у многих детей складывается устойчивое преобладание того или иного вида воображения, которое связано с определенными качествами личности ребенка. Она выделяет «Познавательное» и «Эмоциональное» воображение.

«Познавательное» воображение наплавлено на познание в специфической форме некоторых объективных закономерностей окружающей ребенка действительности.

«Эмоциональное» воображение направлено на решение смысловых задач, которые представляют собой, такие ситуации в жизни и деятельности детей, которые не имеют готового и однозначного ответа для своего решения и, которые требуют от ребенка большей внутренней работы по определению своего отношения к другому человеку, явлению, событию или поступку.

О.М. Дьяченко указывает на то, что дети с «познавательным» воображением отличаются преобладанием мотивов, относящихся к внешней по отношению к ребенку действительности. Это деятельностные мотивы (потребность в игре), общественные. У детей с «эмоциональным» воображением в основном преобладают мотивы, относящиеся к самому себе, к построению и защите образа «Я». Они основаны на потребности в защите, любви, признании, стремлении к самоутверждению, самосохранению, сомообереганию и т.п.

А.Д. Кошелевой и О.М. Дьяченко установлено, что дети с «познавательным» воображением обладают, как правило, более сложившейся системой ценностей, более устойчивым мотивационным образованием, они более четко формулируют свои желания, цели и потребности. Они отличаются большей устойчивостью в планировании и организации деятельности.

У дошкольников с «познавательным» воображением, как правило, не расходится самооценка с представлением об их оценки другими людьми. А самооценка у детей с «эмоциональным» воображением часто носит защитный характер: ребенок сомневается в своих возможностях, но хочет считать себя хорошим.

В работе с детьми необходимо также учесть, что воображение носит аналитико-синтетический характер. А.В. Петровский отмечает, что уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделить и сохранить некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать не существенные. Этот анализ завершается синтезом – созданием своего рода эталонов, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства.

Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция воображения – преобразование представлений (образов), обеспечивающее, в итоге, создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Особенности русской школы в конце XIX – начале XX в
В этот период идея Д. К. Ушинского о народности под влиянием буржуазного национал-патриотизма трансформировалась в новых условиях в проблему национальной школы, определяя гражданина как члена нации и патриота, способного к самобытному национально-культурному творчеству. Г. Роков и Н. Румянцев рассм ...

Эстетическое воспитание в системе образования
В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Важную р ...

Условия формирования творческого мышления младших школьников
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать яв ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru