Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки » Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Исследования процесса развития воображения. Особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Если придумать даже что-то совершенно необычное, то при тщательном рассмотрении выясняется, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Синтез представлений в процессах воображениях осуществляется в различных формах. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – “склеивание” различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (сказочные образы – русалка, избушка на курьих ножках; в техническом творчестве – аккордеон – сочетание фортепьяно и баяна).

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан – огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением (многорукие богини).

Возможный путь создания образа фантазии – это заострение, подчеркивание каких-либо признаков – акцентирование (шаржи, карикатура). Чтобы акцентирование было значимым, оно должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.

В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется (создание орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

Наконец, синтез представлений в воображении может быть произведен при помощи типизации, то есть выделение существенного повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. Типизация - один из способов создания образов воображения, особенно сложный, граничащий с творческим процессом. Например, художник при изображении конкретного эпизода вмещает в него массу аналогичных, делая его как бы их представителем. Это лишь один из путей, которыми идет преобразование единичного образа, придающее ему обобщенное значение.

Таким образом, можно схематично представить процесс воображения.

Поскольку, акцентуируя, типизируя, воображение выявляет обобщенное значение не в отвлеченном понятии, а в конкретном образе, в воображении заключена тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, символу – к слиянию образа и значения, к использованию образа в переносном значении.

Итак, можно говорить, что существуют некоторые особенности личности ребенка, с которыми связано преобладание того или иного вида воображения. К ним относятся устойчивость, осознанность и направленность мотивов; общая эмоциональность детей; определенность и гармоничность оценочных структур образа «я»; специфика общения ребенка с окружающими, степень самостоятельности в регуляции и оценке собственной деятельности.

Однако уровень развития продуктивного воображения определяется не этими особенностями и не видом воображения, а зависит от специфики и структуры средств, используемых ребенком.

Творческое воображение строится через анализ и синтез, а именно через типизацию, схематизацию, акцентирование, гиперболизацию и агглютинацию.

Подчеркнем, выявление преобладающего типа воображения наряду с личностными особенностями детей позволит осуществить индивидуальный подход к развитию воображения дошкольника.

Рассматривая особенности развития воображения детей в старшем дошкольном возрасте, Е.Е. Кравцова отмечает, что у детей до трех лет воображение существует внутри других психических функций. Возникает и проявляется непосредственно, т.е. без всяких усилий со стороны ребенка и без специальной помощи взрослых. Она выделяет следующие истоки воображения:

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Значение готовности детей к обучению в школе
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников. Необходимо различать специальную и общую готов ...

Театрализованные игры как художественная деятельность
А. Н. Леонтьев относит игры-драматизации (так долгое время в дошкольной педагогике назывались театрализованные игры к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности. Дети ...

Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к родине в отечественной истории философской и педагогической мысли
Ценность Родины издревле определялась как общечеловеческая, и поэтому в различные исторические периоды она подвергается глубокому переосмыслению, расставляются свои акценты и выделяются приоритеты со стороны государства и социума в целом. В то же время каждый человек создает свой особый образ Родин ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru