Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки » Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера «Развитие»

Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера «Развитие»

Страница 1

Для рассмотрения мы выбрали именно эту программу развития и воспитания дошкольников, т.к. она является комплексной программой развития дошкольников. Цель ее - развитие умственных и художественных способностей ребенка, т.е. развитие творческой личности. В ней широко используется раздел - развитие воображения в работе с художественной литературой.

Программа «Развитие» предлагает множество методов на развитие связной монологической речи, мышления и воображения в различных видах деятельности, а именно в играх, в ознакомлении с природой, в рисовании, в знакомстве с художественной литературой, в том числе и со сказкой.

Так как в старшем дошкольном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно остановиться на развитии воображения. В программе «Развитие» эта линия осуществляется через формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Работу с художественной литературой, в том числе со сказкой Л.А. Венгер рекомендует проводить в два этапа. На первом этапе необходимо вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы, т.е обучить детей наглядному моделированию.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь предлагается включать в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к их свободному высказыванию и запоминанию.

Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.

Л.А. Венгер выделяет 2 вида моделирования. Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж.

Л.А. Венгер предлагает помочь ребёнку не просто играть с предметами-заместителями, но чётко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи — показать основные действия и события сказки.

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, т.е. в работу включается воображение. И эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении со сказкой.

Чтобы дети почувствовали в себе желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность. В течение года неоходимо проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурок разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал), палочек разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Внедрение информационно-коммуникативных технологий в предшкольное образование
Наиболее сложным для педагогов является внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует, во-первых, оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, во-вторых, требует от воспитателя владения компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых ...

Организация условий исследования
Организация условий исследования предусматривает создание обстановки, соответствующей задачам исследования. Особенно важно создать совершенно одинаковые условия при повторных сравнительных экспериментах. Например, недопустимо проводить начальное испытание двигательных качеств на открытом воздухе, а ...

Дополнительное образование – место создания новых педагогических технологий
Система образования состоит из двух больших подсистем: системы основного образования и системы дополнительного образования. Особенностью основного образования в России является акцент на теоретичность, тяготеющую к академическому изложению научных фактов, моделей и законов. При этом полученное знан ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru