Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки » Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера «Развитие»

Развитие творческого воображения в рамках программы Л. А. Венгера «Развитие»

Страница 1

Для рассмотрения мы выбрали именно эту программу развития и воспитания дошкольников, т.к. она является комплексной программой развития дошкольников. Цель ее - развитие умственных и художественных способностей ребенка, т.е. развитие творческой личности. В ней широко используется раздел - развитие воображения в работе с художественной литературой.

Программа «Развитие» предлагает множество методов на развитие связной монологической речи, мышления и воображения в различных видах деятельности, а именно в играх, в ознакомлении с природой, в рисовании, в знакомстве с художественной литературой, в том числе и со сказкой.

Так как в старшем дошкольном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно остановиться на развитии воображения. В программе «Развитие» эта линия осуществляется через формирование способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Работу с художественной литературой, в том числе со сказкой Л.А. Венгер рекомендует проводить в два этапа. На первом этапе необходимо вводить наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы — научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (на сколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы, т.е обучить детей наглядному моделированию.

Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь предлагается включать в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к их свободному высказыванию и запоминанию.

Каждый этап имеет подробное описание. Работу по обучению пересказыванию русских народных сказок целесообразно начинать с трёх лет. Разыгрывать с заместителями можно такие сказки, как «Колобок», «Кот, Петух и Лиса», «Лиса и Рак», «Волк и козлята», «Заяц, Лиса и Петух», «Маша и Медведь», «Три медведя». Для выявления структуры сказки, формирования умения выделять наиболее существенные моменты, можно использовать разные наглядные модели.

Л.А. Венгер выделяет 2 вида моделирования. Наиболее простой вид наглядных моделей — модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.

Позже, после овладения детьми сериационным рядом, можно использовать двигательное моделирование. Для этого вида моделирования характерна следующая особенность: воспитатель рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия (ушёл, пришёл и так далее). Предварительно к сказкам готовятся круги одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых обозначает конкретный персонаж.

Л.А. Венгер предлагает помочь ребёнку не просто играть с предметами-заместителями, но чётко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребёнок делает не то, что ему хочется в данный момент, а то, что нужно для решения задачи — показать основные действия и события сказки.

Постепенно дети учатся соотносить два вида действительности (изображаемая и изображающая, моделируемая и моделирующая), рассматривать и использовать одну из них как копию или заместитель другой. У детей появляется возможность придумывать собственные истории, рассказы, сказки, т.е. в работу включается воображение. И эта работа предусматривается на втором этапе введения моделей и схем при ознакомлении со сказкой.

Чтобы дети почувствовали в себе желание творить, поверили в свой успех, необходимо провести подготовительную работу, которая заключается в формировании у детей внутреннего комфорта, бесстрашия перед новым шагом, ощущения полноты жизни. Поэтому целесообразно подобрать комплекс игр и упражнений «открытого типа», то есть имеющие не единственное верное решение, и одновременно развивающие наблюдательность. В течение года неоходимо проводить целую серию подобных занятий с участием кружков самых разных цветов (синий, зелёный, белый, коричневый, чёрный), фигурок разных форм (треугольник, квадрат, круг, овал), палочек разной длины. И постепенно почти ко всем приходит свобода фантазии, ребята придумывают что-то своё, почти исчезают беспомощные повторы уже услышанных ответов.

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды
В разработке концепций национальной школы в вышеописанном периоде выделялось два направления: сторонники первого ориентировались на особенности национального характера, сторонники второго – на изменение содержания учебных программ и методов обучения. При анализе концепций национальной школы В. Н. С ...

Понятие интеллектуального развития дошкольника
На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляц ...

Последовательное включение будущего специалиста в моделирование профессионально-культурного модуса поведения
Описывается создание данного педагогического условия, которое предполагает осуществление последовательных педагогических действий соответствующих продвижению студента от стадии ориентирования (побуждение, намерение) к стадии осмысления (возникновение замысла) и далее к стадии конкретизации (планиро ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru