Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения » Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Страница 1

Весь ход развития аномального ребенка (или, как принято говорить в наше время, ребенка с отклонениями в развитии), указывал Л. С. Выготский, определяется временем поражения и значимостью той или иной нарушенной функции для дальнейшего хода его психического развития. Нарушение любого органа чувств отрицательно сказывается на всей системе, но по-разному отражается на развитии ребенка. Своеобразие слухового анализатора заключается в его решающем значении для возникновения и функционирования звуковой речи человека.

С биологической точки зрения глухота — меньший недостаток в плане органического развития человека, чем слепота. Но, не воспринимая на слух речь окружающих, глухой ребенок не может самостоятельно овладеть звуковой словесной речью. Ж. И. Шиф отмечала, что «у ребенка, лишенного слуха, с каждым месяцем его жизни все сильнее задерживается развитие исторически сложившихся и зафиксированных предпосылок к формированию словесной, и прежде всего устной, речи». Без специального обучения глухой ребенок оказывается немым. У него нарушаются специфически человеческие социальные контакты. Все это тормозит развитие познавательной деятельности и делает ее своеобразной. Первичный дефект — глухота — порождает вторичный — немоту, которая, в свою очередь, сказывается на восприятии, памяти, воображении, мышлении и т.д. Невозможность овладения словесной речью естественным путем расценивалась Л. С. Выготским как одно из самых тяжелых осложнений в культурном развитии глухого ребенка. «Трагедией глухого ребенка» назвал Л.С. Выготский его культурное недоразвитие, которое оказывает негативное влияние на формирование его психики.

Но вторичные отклонения, как правило, успешно преодолеваются в условиях специального педагогического воздействия, через создание обходных путей культурного развития ребенка с недостатками слуха, которые становятся основой компенсации его дефекта. Теоретическое объяснение этого факта дает учение о пластичности высшей нервной деятельности, о компенсаторных механизмах развития глухого ребенка. Это сохранные зрительный, кожный, двигательный анализаторы и остаточная слуховая функция. Разрабатывая обходные пути культурного развития глухого ребенка, важно учитывать, что законы, на основе которых протекает процесс развития слышащего ребенка как социальной личности, проявляют свою силу и в развитии глухого ребенка. Смысл специально организованного обучения детей, лишенных слуха, заключается в том, чтобы найти оптимальные пути компенсации дефекта и обеспечить глухим возможность включиться в производственную и общественную жизнь наравне со слышащими.

Коррекционная направленность обучения, реализуемая во всех звеньях системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка, его социальное воспитание, обеспечение компенсирующего пути развития.

На сохранную функцию зрительного, кожного и двигательного анализаторов сурдопедагог особенно широко опирается при формировании произношения. Зрительный и ущербный слуховой анализаторы используются для обучения восприятию устной речи окружающих. Мощный фактор компенсации содержится в мышечных кинестезиях рун, развивающихся в процессе дактилирования. Использование дактильной речи облегчает речевое развитие, содействует более быстрому развитию мышления учащихся. Наличием сохранных органов чувств не исчерпываются здоровые возможности детей с нарушениями слуха и не ограничиваются ими. Л. С. Выготский подчеркивал значимость социальной компенсации недостатка.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Методические рекомендаций по организации проектной работы
- При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не «ежедневные» технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы, программы конкретного курса, по которым желательно было бы про ...

Уроки предметно-практического обучения в школе глухих детей
Предметно-практическое обучение (далее - ППО) - это специальный учебный предмет, введенный в курс подготовительного и 1-4 классов для решения развивающих, воспитательных, обучающих и коррекционных задач в коррекционных школах 1-го и 2-го вида. ППО предполагает целенаправленное общее и речевое разви ...

Использование информационных технологий на уроке
Информационные технологии могут использоваться: 1. Для обозначения темы урока Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса 2. Как сопровождение объяснения учителя В практике обучения младших школьников можно использовать созданные специально дл ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru