Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения » Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Страница 1

Весь ход развития аномального ребенка (или, как принято говорить в наше время, ребенка с отклонениями в развитии), указывал Л. С. Выготский, определяется временем поражения и значимостью той или иной нарушенной функции для дальнейшего хода его психического развития. Нарушение любого органа чувств отрицательно сказывается на всей системе, но по-разному отражается на развитии ребенка. Своеобразие слухового анализатора заключается в его решающем значении для возникновения и функционирования звуковой речи человека.

С биологической точки зрения глухота — меньший недостаток в плане органического развития человека, чем слепота. Но, не воспринимая на слух речь окружающих, глухой ребенок не может самостоятельно овладеть звуковой словесной речью. Ж. И. Шиф отмечала, что «у ребенка, лишенного слуха, с каждым месяцем его жизни все сильнее задерживается развитие исторически сложившихся и зафиксированных предпосылок к формированию словесной, и прежде всего устной, речи». Без специального обучения глухой ребенок оказывается немым. У него нарушаются специфически человеческие социальные контакты. Все это тормозит развитие познавательной деятельности и делает ее своеобразной. Первичный дефект — глухота — порождает вторичный — немоту, которая, в свою очередь, сказывается на восприятии, памяти, воображении, мышлении и т.д. Невозможность овладения словесной речью естественным путем расценивалась Л. С. Выготским как одно из самых тяжелых осложнений в культурном развитии глухого ребенка. «Трагедией глухого ребенка» назвал Л.С. Выготский его культурное недоразвитие, которое оказывает негативное влияние на формирование его психики.

Но вторичные отклонения, как правило, успешно преодолеваются в условиях специального педагогического воздействия, через создание обходных путей культурного развития ребенка с недостатками слуха, которые становятся основой компенсации его дефекта. Теоретическое объяснение этого факта дает учение о пластичности высшей нервной деятельности, о компенсаторных механизмах развития глухого ребенка. Это сохранные зрительный, кожный, двигательный анализаторы и остаточная слуховая функция. Разрабатывая обходные пути культурного развития глухого ребенка, важно учитывать, что законы, на основе которых протекает процесс развития слышащего ребенка как социальной личности, проявляют свою силу и в развитии глухого ребенка. Смысл специально организованного обучения детей, лишенных слуха, заключается в том, чтобы найти оптимальные пути компенсации дефекта и обеспечить глухим возможность включиться в производственную и общественную жизнь наравне со слышащими.

Коррекционная направленность обучения, реализуемая во всех звеньях системы школьного образования, предполагает равнение на здоровые силы ребенка, его социальное воспитание, обеспечение компенсирующего пути развития.

На сохранную функцию зрительного, кожного и двигательного анализаторов сурдопедагог особенно широко опирается при формировании произношения. Зрительный и ущербный слуховой анализаторы используются для обучения восприятию устной речи окружающих. Мощный фактор компенсации содержится в мышечных кинестезиях рун, развивающихся в процессе дактилирования. Использование дактильной речи облегчает речевое развитие, содействует более быстрому развитию мышления учащихся. Наличием сохранных органов чувств не исчерпываются здоровые возможности детей с нарушениями слуха и не ограничиваются ими. Л. С. Выготский подчеркивал значимость социальной компенсации недостатка.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Апробация содержания проектной деятельности детей младшего школьного возраста
Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в средней школу № 6 г. Амурска во 2 «Б» классе (количество 28 человек, педагог Беликова А.Н.), нами был проведен констатирующий эксперимент. Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с ...

Конспекты логико-математических игр для дошкольников
«Навестим кота Леопольда» Цель. Освоение умения сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Обогащение словаря детей за счет слов: длиннее, короче, самый длинный, самый короткий и др. Развитие сообразительности, внимания, смекалки. Материал. Полоски бумаги разной ширины. Карточки с изображениями ...

Организация педагогического процесса и формы организации учебной деятельности
Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения. Рассмотрим базовые понятия дидактики. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные сторон ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru