Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения » Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Страница 2

Л. С. Выготский считал, что решение проблемы компенсации у глухих заключается, прежде всего, в возвращении им устной речи и не только в виде навыков артикуляции, но и в развитии высших функций речи. Он подчеркивал, что у глухих есть природные задатки для развития речи, и отсутствие слуха расценивалось им как чисто механическая задержка на этом пути.

Однако условия овладения языком и развития речи у глухих детей отличаются от условий, в которых происходит овладение языком слышащим ребенком. Глухие могут овладеть речью только обходным путем, преодолевая серьезные трудности. Замедленность и затрудненность сказываются на развитии всех форм мышления детей: наглядно-действенной, наглядно-образной, понятийной.

Реализуя принцип коррекционной направленности обучения в школе глухих, исследователи под руководством С.А.Зыкова ввели в учебный процесс младших классов предметно-практическую деятельность как специфическое средство развития неслышащих школьников, поскольку она в наибольшей степени отвечает характеру их познавательной деятельности. Целесообразность поведения глухих школьников свидетельствует о том, что они осваивают в практическом плане операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, хотя и с заметным своеобразием. В процессе предметно-практического обучения, как отмечают сурдопсихологи, создаются условия для развития у детей наглядного мышления, которое играет важную компенсаторную роль. Полноценное наглядное мышление в единстве с речью способствует успешности перехода к понятийным формам мыслительной деятельности.

Изготавливая различные объекты, учащиеся знакомятся с их названиями, со словами, обозначающими качества объектов, их деталей и т.д., усваивают названия применяемых материалов и инструментов. Однако дело не в том, что благодаря предметно-практической деятельности расширяется словарный запас учащихся. Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, с учителем. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением предметно-практической деятельности, высказывания о характере и порядке предстоящих операций.

В связи с коллективным изготовлением изделий дети учатся организовывать труд друг друга. Руководитель работы (бригадир, «маленький учитель», дежурный) дает поручения, инструкции о том, что и как надо делать. Дети выполняют эти задания, при необходимости задают уточняющие вопросы. Содержанием общения школьников является не только обсуждение предстоящей работы. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

С целью развития речи учитель стимулирует общение детей, руководит его содержанием. Создавая детям определенные условия, в которых они вынуждены употреблять требуемое речевое высказывание, учитель подсказывает им нужное слово, словосочетание. Так в школе глухих находит реализацию положение, высказанное А.А.Леонтьевым, о возможности моделирования факторов, управляющих деятельностью школьников и их речевыми действиями, в целях овладения ими речевым материалом.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Значение коллективной деятельности умственно отсталых учащихся
Руководствуясь основными принципами воспитания, вспомогательная школа стремится к решению общих и специальных задач воспитания умственно отсталых школьников. Осуществляется этот процесс по общим с массовой школой направлениям с учетом того, что любое воспитательное мероприятие во вспомогательной шк ...

Школьное образование: успехи последнего времени
Высокий уровень развития американского образования отнюдь не означает отсутствие каких бы то ни было проблем. В 1983 г. в США был опубликован доклад группы экспертов, название которого звучало весьма алармистски - "Нация в опасности". Доклад, который был посвящен серьезным проблемам амери ...

Проведение рисуночных тестов по выявлению уровня готовности детей к обучению в школе
Если в дошкольном образовательном учреждении отсутствует педагог психолог: Обследование интеллектуальной готовности детей к школьному обучению проводит педагог - психолог школы в условиях дошкольного образовательного учреждения индивидуально с каждым ребенком (в апреле). Обследование мотивационной ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru