Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Развитие мотивации глухих учащихся на уроках предметно-практического обучения » Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Роль практической деятельности в развитии глухих детей

Страница 2

Л. С. Выготский считал, что решение проблемы компенсации у глухих заключается, прежде всего, в возвращении им устной речи и не только в виде навыков артикуляции, но и в развитии высших функций речи. Он подчеркивал, что у глухих есть природные задатки для развития речи, и отсутствие слуха расценивалось им как чисто механическая задержка на этом пути.

Однако условия овладения языком и развития речи у глухих детей отличаются от условий, в которых происходит овладение языком слышащим ребенком. Глухие могут овладеть речью только обходным путем, преодолевая серьезные трудности. Замедленность и затрудненность сказываются на развитии всех форм мышления детей: наглядно-действенной, наглядно-образной, понятийной.

Реализуя принцип коррекционной направленности обучения в школе глухих, исследователи под руководством С.А.Зыкова ввели в учебный процесс младших классов предметно-практическую деятельность как специфическое средство развития неслышащих школьников, поскольку она в наибольшей степени отвечает характеру их познавательной деятельности. Целесообразность поведения глухих школьников свидетельствует о том, что они осваивают в практическом плане операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, хотя и с заметным своеобразием. В процессе предметно-практического обучения, как отмечают сурдопсихологи, создаются условия для развития у детей наглядного мышления, которое играет важную компенсаторную роль. Полноценное наглядное мышление в единстве с речью способствует успешности перехода к понятийным формам мыслительной деятельности.

Изготавливая различные объекты, учащиеся знакомятся с их названиями, со словами, обозначающими качества объектов, их деталей и т.д., усваивают названия применяемых материалов и инструментов. Однако дело не в том, что благодаря предметно-практической деятельности расширяется словарный запас учащихся. Важно то, что каждое усваиваемое слово необходимо ребенку для общения с товарищами, с учителем. Без общения оказывается невозможным совместное изготовление предметов. Содержанием разговора детей являются сообщения, просьбы, вопросы, связанные с подготовкой и осуществлением предметно-практической деятельности, высказывания о характере и порядке предстоящих операций.

В связи с коллективным изготовлением изделий дети учатся организовывать труд друг друга. Руководитель работы (бригадир, «маленький учитель», дежурный) дает поручения, инструкции о том, что и как надо делать. Дети выполняют эти задания, при необходимости задают уточняющие вопросы. Содержанием общения школьников является не только обсуждение предстоящей работы. Большое внимание уделяется обучению глухих детей умению рассказывать о выполнении задания, отчитываться о проведенных действиях.

С целью развития речи учитель стимулирует общение детей, руководит его содержанием. Создавая детям определенные условия, в которых они вынуждены употреблять требуемое речевое высказывание, учитель подсказывает им нужное слово, словосочетание. Так в школе глухих находит реализацию положение, высказанное А.А.Леонтьевым, о возможности моделирования факторов, управляющих деятельностью школьников и их речевыми действиями, в целях овладения ими речевым материалом.

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Учебный текст, его отличительные признаки. Требования, предъявления к учебному тексту
Анализ изученной литературы показывает, что текст развёртывается в логической последовательности, выражаемой языковыми средствами, например, причинно-следственными, временными и другими союзами. Текст членится на компоненты: по тематическому, содержательному принципу – на микротемы, подтемы, раздел ...

Возрастные особенности младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равно ...

Задачи ознакомления с окружающим миром в процессе умственного воспитания
Основная функция умственного воспитания – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в процессе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru