Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
В отличие от предшествующих классов, здесь детям предоставляется большая самостоятельность. Они сами выбирают себе ведущего, распределяют работу, выполняют ее и т. д. Если с подобными заданиями дети одной группы не справляются, им помогают товарищи по классу. Если же задание вызывает общие трудности, то приходит на помощь учитель. Такой методический подход отражен в тех разработках уроков, где показана коллективная работа учащихся. При организации коллективной деятельности детей педагог, как правило, не дает мелких дробных заданий, а сообщает инструкции, содержащие требования к целому этапу урока («План улицы», «Равнина и горы» и т. п.). Так же как и в III классе, большое место на уроках отводится самостоятельной работе детей. Методика проведения подобной работы описана в ряде уроков: «Геометрические фигуры», «Пионерский лагерь», «Электроцепь», «Настенный календарь», «Аэропорт» и др. (Е. Н. Марциновская, Т. В. Нестерович, Т. С. Зыкова. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих.)
Примеры:
Ø В работе моделирование, тема «Пенал»
Цель урока: учить работать с новым материалом.
Воспитательная задача: обучение аккуратного отношения к учебным вещам.
Ход урока: учитель обращает на беспорядок на столах учеников и предлагает сделать пенал. Ученики спрашивают: «зачем нужен пенал?». Учитель говорит: «чтобы на столах был порядок, надо ручки и карандаши убирать в пенал».
Мотивация: у детей возникает желание к чистоте и аккуратности.
Ø В работе лепка, тема: «Комната куклы»
Цель урока: закрепить значения слов.
Воспитательная задача: воспитание доброжелательности.
Ход урока: учитель показывает пустую комнату куклы и предлагает сделать мебель. Ученики спрашивают: «Зачем нужен мебель?». Учитель говорит: «Чтобы кукла хорошо жила в комнате».
Появление в школах для глухих детей такой дисциплины, как предметно-практическое обучение, имеет свою историю. Из дидактического средства обучения, из практического вида работы на уроках предметно практическая деятельность превратилась в специальные уроки, имеющие интегрированный характер и оказывающие решающее влияние на весь учебно-воспитательный процесс.
1. Усилиями отечественных исследователей-сурдопедагогов, сурдопсихологов и сурдопедагогов-практиков найдено мощное средство развития глухих детей, научная и методическая разработка проблемы использования которого в учебном процессе способствовали повышению уровня и качества подготовки неслышащих школьников к жизни и труду в современном обществе. В результате многолетних исследований создана новая дидактическая система обучения глухих школьников, основанная на широком использовании предметно-практической деятельности глухих детей. Дальнейшая разработка этой системы позволила решить проблему интенсификации учебно-воспитательного процесса, изменения структуры школы с включением в нее классов, обеспечивающих для молодежи с глубокими нарушениями слуха возможность получения среднего образования. Хочется надеяться, что все современные инновации в обучении и воспитании глухих детей впитают в себя опыт предшествующих поколений сурдопедагогов и будут найдены новые пути в решении сложной и благородной задачи социальной реабилитации детей с нарушениями слуха средствами образования.
Прочее о педагогике:
Процесс обучения
Процесс обучения – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и студента, направленный на формирование у студентов знаний, умений и навыков, развитие мышления и способности к творчеству, воспитание личностных качеств. Следовательно, процесс обучения реализует три основные функции: 1) обра ...
Воспитательная система в работе с классом
Поиски обновления и совершенствования воспитательной, практики привели к идее создания воспитательной системы в классе. Эта идея еще не вошла в массовую практику, но администрация и педагоги учебных заведений, убедившись в целесообразности и эффективности системного подхода на уровне образовательно ...
Изучение возможностей и результатов применения методамоделирования в
систематизации знаний дошкольников об окружающем
Прежде, чем приступить к количественному и качественному исследованию возможностей и результатов практического применения метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем, кратко остановимся на общей характеристике особенностей освоения испытуемыми детьми окружающег ...