Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Порождение устно-речевого высказывания на основе учебного текста на среднем этапе средней школы » Технология работы с текстом как основой для обучения порождению устного речевого высказывания

Технология работы с текстом как основой для обучения порождению устного речевого высказывания

Страница 1

Известно, что после окончания основной школы наиболее развитым видом речевой деятельности является чтение. Учащиеся владеют умениями чтения на таком уровне, что оно может стать основой для совершенствования других видов речевой деятельности, в том числе и говорения. В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический языковой материал для оформления собственного высказывания и служить образцом для него.

Следовательно, можно выделить следующие факторы, которые необходимо учитывать для управления процессом порождения речевого произведения на основе текста: поскольку чтение – это тоже общение, важным фактором является коммуникативная задача, предпосланная тексту для чтения, содержащая указание на глубину проникновения в текст и ориентировку на возможное речевое произведение. Все предтекстовые упражнения должны обеспечивать «вхождение» в текст, а иногда снятие трудностей и опору на предыдущий опыт. Послетекстовые упражнения должны обеспечить проверку понимания текста и дальнейшую работу по углублению понимания (информационную переработку) текста; упражнения по работе над текстом при взаимосвязанном обучении чтению и говорению должны содержать задания, которые нацелены на порождение собственного высказывания.

Некоторые методисты выделяют три этапа, которые структурируют деятельность учащихся по порождению УРВ на основе текста – предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Но кандидат педагогических наук М.А. Лытаева выделяет 5 этапов управленческого цикла, которые в самом общем виде структурируют деятельность учащихся по порождению УРВ на основе текста. Для реализации данных этапов в обучении разработана модель управления процессом совершенствования умений говорения на основе текста для чтения. В ней учтены основные факторы, характеризующие этот процесс: коммуникативная задача, направленная на чтение, направленная на говорение, и определяемый ими характер работы над текстом. Она является знаковой моделью самого низшего уровня абстракции и представлена в виде таблицы. Перейдем к рассмотрению этих этапов подробнее.

Таблица 3

Модель управления процессом порождения устно-речевого высказывания на основе текста

Этап.

Задачи этапа

Учебные действия, осуществляемые учащимися на каждом этапе

I

. Предтекстовый.

Побудить к прогнозированию содержания текста

Прогнозирование содержание текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания.

Обеспечить осознание коммуникативной задачи, нацеливающей на то, как читать

Чтение с пониманием основного содержания:

- выделение главной мысли текста,

- получение общего представления о содержании текста, определение своего отношения к тексту

Чтение с полным пониманием содержания: – принятие к сведению извлеченной информации, запоминание ее для расширения знаний и возможного дальнейшего использования

Чтение с выборочным пониманием читаемого:

определение нужной, интересующей ученика информации в тексте,

понимание именно этой информации

Предоставить возможность снять часть трудностей

· семантизация лексики, необходимой для понимания основного содержания (это может осуществить сам учащийся или получить в готовом виде),

· ознакомление с лингвострановедческим комментарием

· ознакомление с большей частью незнакомой лексики,

· ознакомление с грамматическим комментарием,

· ознакомление с лингвострановедческим комментарием

· семантизация лексики, необходимой для понимания искомой информации (это может осуществить сам учащийся или получить в готовом виде),

· ознакомление с лингвострановедческим комментарием

II

. Текстовый

Нацелить на чтение текста с разной степенью проникновения в его содержание и смысл. Нацелить на информационную переработку текста в процессе чтения с целью его лучшего понимания.

· однократное чтение,

· использование опор в тексте для понимания основного содержания,

· обращение к словарю при необходимости

· многократное возвращение к тексту,

· использование опор в тексте и обращение к словарю для полного понимания деталей содержания и смысл текста

· однократное просмотровое чтение для поиска и общего понимания нужной информации,

· вторичное возвращение к той части текста, где найдена нужная информация, для более точного ее понимания

Проверка в процессе правильности сделанных ранее прогнозов и уточнение их.

III

. Проверка понимания текста.

Осуществить контроль полноты и адекватности понимания содержания и смысла текста в зависимости от вида чтения

Невербальная реакция

· улыбка, смех, покачивание головой,

· иллюстрирование с помощью рисунка,

· тест на множественный выбор для проверки понимания основной информации и др.

– кодирование информации для проверки понимания как основной информации, так и деталей,

· поступочная реакция,

· тест на множественный выбор и др.

– идентификация информации с помощью теста (найдена / не найдена) и др.

IV

. Информационная переработка текста с целью её присвоения.

Повторно вернуться к тексту и информационно его переработать. Присвоить информацию и языковые средства, необходимые для порождения УРВ

Вербальная реакция.

· выбор заголовка из данных вариантов,

· придумывание заголовка,

· нахождение (и выписывание) основных мыслей,

· деление текста на смысловые отрезки,

· ответы на вопросы, позволяющие выделить основную информацию, и др.

· выбор заголовка из предлагаемых вариантов,

· придумывание заголовка,

· нахождение (и выписывание) основных мыслей,

· деление текста на смысловые отрезки,

· ответы на вопроса, позволяющие выделять

основную информацию,

· постановка вопросов и ответы на них,

· ответы на вопросы, позволяющие выделить детали,

· составление развернутого плана текста,

· подбор к пунктам плана предложений из текста, уточняющих его,

· работа по присвоению необходимой для порождения УРВ информации, лексики и грамматических структур:

а) поиск информации фиксация ее части в виде таблицы и др.,

б) поиск ключевых слов / словосочетаний / предложений,

с) анализ КРФ текста и др.

– переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования:

а) или так же, как при чтении с пониманием основного содержания,

б) или так же, как при чтении с полным пониманием

V

. Порождение устно-речевого высказывания.

-Обеспечить осознание КЗ, нацеливающей на порождение собственного устно-речевого высказывания на основе текста или в связи с текстом.

· – высказывание своего мнения (понравился/не понравился текст),

· формулировка главной мысли текста,

· краткое изложение основных фактов содержания текста,

· высказывание о том, что узнали нового и что было известно ранее,

· связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика,

· дискуссия по проблеме

и др.

· высказывание своего мнения (понравился/не понравился текст),

· формулировка главной мысли текста,

· краткое изложение основных фактов содержания текста,

· высказывание о том, что узнали нового и что было известно ранее,

· комментарий к тексту,

· составление диалога по образцу,

· инсценирование диалога,

· описание / характеристика главного героя и других действующих лиц,

· пересказ текста для передачи информации,

· придумывание продолжения истории,

· составление объявления и др. по аналогии,

· устная аннотация текста,

· устный реферат текста,

· связное высказывание по проблеме текста.

– использование найденной информации в устно-речевом высказывании

Страницы: 1 2 3

Прочее о педагогике:

Дошкольный период детства
Обычно выделяют младший дошкольный возраст (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет). Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех ...

Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственного воспитания
Нравственное воспитание — это систематическое воздействие на личность с целью передачи ей существующих в обществе нравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственному совершенствованию. Сущностью нравственного воспитания является совокупность нравственных отношений (к Родине, общ ...

Определение алалии. Классификация
Алалия – это неразвитие или грубое нарушение развития речи у ребенка, возникающее в доречевой период, имеющее системный характер и обусловленное патологией ЦНС определенных зон коры головного мозга. Системный характер алалии означает, что при ней страдает не какая-либо одна, а практически все сторо ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru