Трудовое воспитание в детском доме
В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...
Воспитание базовой культуры личности
Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;
проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
самоконтроль и внесение коррективов в учебно-познавательную деятельность;
самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н.В. Кузьмина):
1. цель обучения (для чего учить);
2. содержание учебной информации (чему учить);
3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
4. преподаватель;
5. учащийся.
Как всякая большая система, она характеризуется пересечением связей (горизонтальных, вертикальных и пр.).
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет иметь одну и ту же структуру.
Цель → Принципы → Содержание → Методы → Средства → Формы.
Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели. Содержание — это часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям. Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.
Содержание образования — тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Методы — это действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание. Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами. Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность, законченность.
Динамичность педагогического процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур: педагогической, методической и психологической. Педагогическую структуру мы уже подробно рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта, фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структура педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур педагогический процесс включает еще более сложную структуру — психологическую:
1. процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации;
2. проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя;
3. подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три психологические подструктуры:
1. познавательные процессы,
2. мотивация учения,
3. напряжение.
Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необходим такой компонент, как управление. Педагогическое управление есть процесс перевода педагогических ситуаций, процессов из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели.
Прочее о педагогике:
Учёт индивидуально типологических особенностей учащихся при обучении химии
Любая современная технология обучения, так или иначе решает ключевую проблему педагогического процесса - развитие психических качеств и интеллектуальных способностей учащихся через усвоение содержания конкретной дисциплины. Базовыми категориями, на которых основывается конструирование развивающей т ...
Методика проведения исследования
В качестве диагностического инструментария используются известные специальной психологической литературе и зарекомендовавшие себя в исследовательской работе и психологической практике тесты. Была проведена частичная модификация отдельных методик: дополнены инструкции, и в соответствии с возрастными ...
Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения
Процесс обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе подразделяется на три этапа: начальный (2-6-е классы), средний (7-9-е классы), завершающий (10-11-е классы). Начальный этап исполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным ...