Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Система приемов учебной деятельности в развивающем обучении математике » Типы уроков и система приемов учебной деятельности в обучении математике

Типы уроков и система приемов учебной деятельности в обучении математике

Страница 4

Организовать на уроке коллективное решение неэлементарной задачи — дело не простое. Трудность заключается в том, что обычно далеко не все учащиеся класса могут полностью решить неэлементарную задачу.

Наиболее опытные педагоги находят выход из этого положения в тщательной отработке со всеми учащимися элементов решения неэлементарной задачи (метод элементарных задач) и в разбиении ее на отдельные задания. К сожалению, такая методика используется редко. Сопоставим ее с менее удачными, но широко распространенными приемами.

Сущность одного из них. Вызывается учащийся. Он записывает на доске условие задачи полностью или в виде краткой схемы, оформляет рисунок, чертеж и т. д. Этот же учащийся остается у доски на протяжении всего решения задачи. Он находит способ решения, записывает и обосновывает его. Этот прием имеет ряд существенных недостатков.

В классе возникает неудачная психологическая ситуация, когда часть учащихся работает пассивно, механически списывает с доски. Такая неудачная ситуация является следствием двух причин: во-первых, многие учащиеся уверены, что задачу от начала и до конца будет решать один вызванный к доске ученик, а если он не справится с ее решением, то с места будут спрашивать только желающих. И это ожидание каждый раз действительно оправдывается. Во-вторых, вызванный к доске учащийся часто начинает решение без предварительного его обсуждения, когда и сам он, и класс еще не уяснили до конца идею решения. Ясно, что многие учащиеся в таких случаях вынуждены механически списывать с доски.

Ход урока ставится в зависимость от вызванного к доске учащегося. Если он решает задачу уверенно, все идет как будто гладко. В противном случае затягивается время, в классе возникает шум. По этой причине учителя стараются вызывать к доске для решения задачи лучших учащихся.

Вызванного к доске торопят. Если он по ходу решения задачи задумался, то учитель не ждет его, а сразу предлагает классу помогать ему. Из-за такой помощи в итоге неясно, чего же этот ученик действительно не знал, а что он знал, но просто не успел ответить, не успел сообразить. По этой причине педагоги часто завышают оценку вызываемому ученику, несмотря на неоднократную помощь и подсказки.

Прием разбиения задачи на отдельные задания. Решение задачи подразделяется на следующие задания (они могут видоизменяться): усвоение условия; продумывание плана, идеи решения; коллективное обсуждение идеи решения; оформление решения. Эти задания у доски выполняет не один, а поочередно несколько учащихся.

1. Усвоение условия задачи. Один из учащихся (иногда сам учитель) кратко записывает на доске условие задачи, анализирует его. Например, когда дается геометрическая задача, он выполняет чертеж, записывает, что дано и что требуется доказать и т. д. Затем вызванный учащийся садится на место. Ему ставится за это задание оценка в тех случаях, когда оно представляет определенные трудности для класса, например при решении некоторых задач по геометрии.

2. Обдумывание идеи решения. Классу дается задание: наметить, продумать идею решения задачи. Выдерживается необходимая пауза, во время которой учащимся рекомендуется делать наброски решения на черновике, разрешается советоваться друг с другом. Записывать решение в тетради в это время педагог не разрешает, так как решение может оказаться нерациональным или неверным, а также, чтобы отдельные учащиеся не сидели без дела, когда весь класс будет записывать решение задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Воспитание воли и самовоспитание в физическом воспитании
Известное определение воли как "деятельной стороны разума и морального чувства, управляющей движениями" (И.М. Сеченов) указывает на ее неразрывную связь с интеллектуальными и нравственными началами поведения, а вместе с тем подчеркивает, что воля сама есть внутренний источник деятельных п ...

Организационные вопросы курса графики
Обучение графике в восьмом классе имеет свою специфику по ряду признаков, к которым относятся возрастные особенности учащихся, их жизненный и трудовой опыт, а следовательно, несравненно более сознательные мотивы учения, потребность в приобретении знаний Поэтому, анализируя стоящие перед ним задачи, ...

Подготовка помощников экспериментатора
Успех исследования часто зависит от качества подготовки помощников экспериментатора. Все требования, которые предъявляются к экспериментатору, в равной мере относятся и к его помощникам. Роль помощников особенно очевидна в исследованиях с применением нескольких методов. Еще более сложна их роль в п ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru