Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Проект образовательного модуля "Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика" » Современная ситуация в России: новые задачи образования

Современная ситуация в России: новые задачи образования

Страница 2

Образование – это не автономная сфера. Его особенности определяются задачами, которые стоят перед обществом. Так было всегда. К примеру, развитие высшего образования и создание современного среднего образования в Советском Союзе было стимулировано вначале индустриализацией, потом потребностями оборонной промышленности, освоением космоса.

По мнению В.Е. Шукшунова всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены – будь то технические, экономические или социальные, – они приводят к изменению характера образования.

Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы враз, настоящий цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, прежде всего экономики, и образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер. Поэтому на взгляд автора объективно перед образованием возникают две разномасштабные задачи. Одна – просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая – соответствовать вызову времени.

Говоря о вызове автор, прежде всего, имеет ввиду формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому на его взгляд одна из характерных особенностей нынешнего состояния – это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.

Но перспективные задачи, которые стоят перед образованием, определяются не только тем, что происходит в стране, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-то нужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня ее значение для прогресса и соответственно удельный вес в развитых странах резко падает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всего связанные с информационной революцией.

П.Г.Щедровицкий отмечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания.

Отсюда, необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них». Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.

Новый неявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности.

В качестве универсальных человеческих способностей современного человека сегодня рассматриваются:

рефлексия и понимание;

техники действий и коммуникаций;

возможности интерпретации и аналитического мышления;

способности самоопределения по отношению к культуре и социуму;

целеполагание и социально-культурная персонификация;

способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.

Закономерным результатом системного кризиса образования является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Воспитания патриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место. Любовь к родине, писал Ушинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним. Шовинизм и нен ...

Рекомендации по воспитательной работе педагогам УДО
Суть приема - в организации обстоятельств, требующих от ученика правильных поступков, рассчитанных па развитие нравственных качеств. Воспитатель заставляет учащихся совершить ряд поступков, которые своим содержанием требуют, чтобы ученик проявил именно эту черту характера. Многократное правильное п ...

Развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов
Рассматривая вопрос о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, следует определить характер их возможностей и направленность предполагаемого продвижения, а также выявить те факторы, которые могут способствовать этому процессу. Необходимо подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским псих ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru