Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Проект образовательного модуля "Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика" » Современная ситуация в России: новые задачи образования

Современная ситуация в России: новые задачи образования

Страница 2

Образование – это не автономная сфера. Его особенности определяются задачами, которые стоят перед обществом. Так было всегда. К примеру, развитие высшего образования и создание современного среднего образования в Советском Союзе было стимулировано вначале индустриализацией, потом потребностями оборонной промышленности, освоением космоса.

По мнению В.Е. Шукшунова всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены – будь то технические, экономические или социальные, – они приводят к изменению характера образования.

Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы враз, настоящий цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, прежде всего экономики, и образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер. Поэтому на взгляд автора объективно перед образованием возникают две разномасштабные задачи. Одна – просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая – соответствовать вызову времени.

Говоря о вызове автор, прежде всего, имеет ввиду формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому на его взгляд одна из характерных особенностей нынешнего состояния – это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.

Но перспективные задачи, которые стоят перед образованием, определяются не только тем, что происходит в стране, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-то нужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня ее значение для прогресса и соответственно удельный вес в развитых странах резко падает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всего связанные с информационной революцией.

П.Г.Щедровицкий отмечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания.

Отсюда, необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них». Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.

Новый неявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности.

В качестве универсальных человеческих способностей современного человека сегодня рассматриваются:

рефлексия и понимание;

техники действий и коммуникаций;

возможности интерпретации и аналитического мышления;

способности самоопределения по отношению к культуре и социуму;

целеполагание и социально-культурная персонификация;

способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.

Закономерным результатом системного кризиса образования является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Методы развития творческого воображения
Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции, которая в конкретной педагогической ситуации может дать наибольший эффект и которая определяется педагогом с учетом целого ряда факторов: целей и задач воспитания, возраста детей, их инд ...

Методические подходы к обучению химии
Гуманитаризация школьного курса химии – ведущее направление организации обучения химии в классах гуманитарного профиля. Главная идея курса химии для классов гуманитарного профиля: раскрытие роли химических знаний как части общей культуры человека путем введения элементов содержания, форм и методов ...

Критерии оценки воспитательной системы школы
Для оценки воспитательной системы используются две группы критериев: критерии факта и критерии качества. Критерии факта позволяют ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система, а критерии качества дают представление об уровне ее сформированности и эффективности. Группа "критериев ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru