Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Проект образовательного модуля "Топ-менеджеры будущего: региональная аналитика" » Современная ситуация в России: новые задачи образования

Современная ситуация в России: новые задачи образования

Страница 2

Образование – это не автономная сфера. Его особенности определяются задачами, которые стоят перед обществом. Так было всегда. К примеру, развитие высшего образования и создание современного среднего образования в Советском Союзе было стимулировано вначале индустриализацией, потом потребностями оборонной промышленности, освоением космоса.

По мнению В.Е. Шукшунова всякий раз, когда в обществе происходят какие-то радикальные перемены – будь то технические, экономические или социальные, – они приводят к изменению характера образования.

Сегодня в России происходит изменение всей общественной системы враз, настоящий цивилизационный сдвиг. Он сопровождается колоссальным кризисом всех сторон жизни, прежде всего экономики, и образование оказалось одной из наиболее уязвимых сфер. Поэтому на взгляд автора объективно перед образованием возникают две разномасштабные задачи. Одна – просто-напросто выжить, сохранить достигнутый уровень образовательной культуры. А другая – соответствовать вызову времени.

Говоря о вызове автор, прежде всего, имеет ввиду формирование через образование новой системы ценностей, нового мировоззрения людей, которые будут жить в обществе другого типа. Потому на его взгляд одна из характерных особенностей нынешнего состояния – это неготовность российского массового сознания к новым условиям жизни, за которыми будущее.

Но перспективные задачи, которые стоят перед образованием, определяются не только тем, что происходит в стране, но и тем, что происходит во всем мире. Когда-то нужны были профессии, отвечавшие структуре крупной индустрии. Сегодня ее значение для прогресса и соответственно удельный вес в развитых странах резко падает. Начинают доминировать новые области деятельности, прежде всего связанные с информационной революцией.

П.Г.Щедровицкий отмечает, что на рубеже ХХI столетия формируются новая антропологическая формация и новый тип человека – человека, способного к самостоятельной деятельности, скорее изобретательного, нежели беспрекословно выполняющего указания.

Отсюда, необходимыми становятся такие качества, которые позволят людям «принимать на себя ответственность, понимать, как их работа связана с работой других, справляться с более крупными заданиями, быстро адаптироваться к изменившимся обстоятельствам и чувствовать настроение людей вокруг них». Профессиональная и социальная успешность определяется способностями к принятию ответственности, пониманию деятельностей отдельных людей и своего места в конкретной системе мыследеятельности, быстрой адаптации к изменяющимся обстоятельствам, способностью осваивать новые формы мышления и деятельности под решение конкретных задач.

Новый неявный заказ, предъявляемый образованию, звучит как обеспечение подготовки человека к штатным и нештатным ситуациям в современных развивающихся и управляющих миром сферах мыследеятельности.

В качестве универсальных человеческих способностей современного человека сегодня рассматриваются:

рефлексия и понимание;

техники действий и коммуникаций;

возможности интерпретации и аналитического мышления;

способности самоопределения по отношению к культуре и социуму;

целеполагание и социально-культурная персонификация;

способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.

Закономерным результатом системного кризиса образования является возникновение практики создания общественных образовательных институтов вне системы массового образования. Эта практика характеризуется инициацией инновационных образовательных проектов и программ, способных решать задачи формирования новых компетентностей в «свободном социальном пространстве» как способов решения ключевых социально-экономических проблем.

Страницы: 1 2 

Прочее о педагогике:

Эстетическое воспитание подростков
Педагогическая система российской школы проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного. Одной из принципиальных особенностей современной школы является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстети ...

Система педагогической работы по трудовому воспитанию в детском доме
Батышев С.Я. отмечал, что координированный план работы всего педагогического коллектива по трудовой подготовке детей-сирот должен представлять собой систему организации деятельности, в которой можно выделить четыре этапа: Этап 1. Фронтальные занятия. Основными образовательными задачами этих занятий ...

Анализ современной культурно-исторической ситуации
Для того чтобы разобраться в том, решает или нет школа задачи воспитания, необходимо, для начала, понять современную культурно-историческую ситуацию, исходя из анализа которой, можно будет простроить задачи на воспитание, а также разобраться в особенностях возраста, с которым имеем дело. Для соврем ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru