Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Пути воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников » Понятие «ценность», «ценностное отношение»

Понятие «ценность», «ценностное отношение»

Страница 1

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности.

В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить. Ценность выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интересы (О.Г.Дробницкий, М.С.Каган, В.П.Тугаринов). Ценность характеризует личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Поэтому «ценность не что иное, как выбираемый смысл».

Психологическую сущность ценности так определил Г.Олпорт: «Ценность – это некий личностный смысл. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность».

В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей.

Однако в трудах известных педагогов ценности, ценностные ориентации и идеи трактуются по-разному. В качестве высших ценностей выдвигаются разные категории: у Я.А.Коменского – это любовь к Богу, 10 заповедей Христа, внутренний нравственный закон, благополучие человечества; у В.А.Сухомлинского – патриотизм, любовь к родителям, к матери, к «самому святому и прекрасному в жизни человека»; у А.С.Макаренко – «умение видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня и жить этой прелестью»; у К.Д.Ушинского – Родина, родной язык; у Б.С.Гершунского и Р.Шейермана свобода в нравственном выборе и генерирующая ценностная сила частной собственности: красота, справедливость, любовь и др.

В отечественной философии сложились различные подходы к типологизации ценностей (С.Ф. Анисимов, М.С. Бургин, В.А. Василенко, Б.Г. Кузнецов, М.Г. Макаров, Н.З. Чавчавадзе, В.А. Ядов и др.).

Как правило, ценности разделяют на предметные (объективные или общечеловеческие) и ценности сознания (субъективные).

К предметным ценностям относятся: естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях; потребительная стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащие в общественных явлениях; прогрессивное и реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; значение научной истины; моральное добро и зло, заключенное в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства.

Субъективные ценности - это общественные установки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.

Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации. В психолого-педагогических исследованиях особое внимание уделяется изучению типовых характеристик ценностных ориентаций (З.И. Васильева, М.Г. Казакина); динамике ценностных ориентаций в структуре личности школьников (Н.А. Волкова); взаимосвязи ценностных ориентаций с социально активной позицией учащегося (Т.Н. Мальковская); путям и способам формирования ценностной ориентации в коллективе, в трудовой и общественно-полезной деятельности. (Т.К. Ахаян, М.Г. Казакина). Спектр рассмотрения исследователями ценностной ориентации обусловлен пониманием ее как ценностного отношения (И.С. Батракова, М.Г. Казакина, В. Франкл); социальной установки (В.Г. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, В.А. Ядов, В.С. Мерлин); направленности личности на ценность (Б.Г. Ананьев, З.И. Васильева, П.Р. Игнатенко, Т.Н. Мальковская, К.К. Платонов); механизма формирования ценностного отношения (Б.С. Круглов); генерализованной неосознаваемой нравственной позиции (Л.Э. Комарова); личностного образования (М.Г. Казакина, И.И. Назарова и др.)

В ходе психолого-педагогического изучения особенностей ценностных ориентаций личности активно исследуются факторы, влияющие на их развитие (Т.К. Ахаян, О.М. Панфилов, А.А. Ручка); психологические основания ценностных ориентаций (И.В. Дубровина. Б.С. Круглов), структурно-функциональные особенности ценностных ориентаций (М.Г. Казакина, И.И. Макарова, Т.Н. Мальковская); классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы ориентаций личности (В.А. Караковский. А.В. Кирьякова, Р.М. Рогова); сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, М.С. Каган, Л.И. Рувинский); динамика ценностных ориентаций в системе социального образа жизни (К.Н. Хабибулин, Е.Ф. Майровова, В.И. Потапов).

Страницы: 1 2

Прочее о педагогике:

Анализ опыта работы по проблеме самовоспитания учителей начальных классов школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 п. Новотерский Минераловодского района Ставропольского края была основана в 1928 году. Учителей работающих в школе – 60. Учителей начальных классов – 9. Учителей – мастеров – 15. Отличников народного просвещения – 1 ...

Психологические предпосылки в развитии дошкольного возраста
Постепенно основным фактором развития ребенка в дошкольном возрасте становится сюжетно-ролевая игра. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий, в предметах науки ...

Предлагаемые ролевые игры при обучении говорению
Предлагаемая ниже игра применяется на заключительном этапе 10 цикла УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательной школы» “What do you know about your family?”. Игра строится на материале, усвоенном на предыдущих уроках, где ученики учились задавать следующие вопросы и отве ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru