Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Пути воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников » Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к родине в отечественной истории философской и педагогической мысли

Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к родине в отечественной истории философской и педагогической мысли

Страница 1

Ценность Родины издревле определялась как общечеловеческая, и поэтому в различные исторические периоды она подвергается глубокому переосмыслению, расставляются свои акценты и выделяются приоритеты со стороны государства и социума в целом. В то же время каждый человек создает свой особый образ Родины и, соответственно, определяет для себя ее значимость.

Родиной (отечеством, отчизной) мы называем страну, в которой человек родился, исторически принадлежащую данному народу территорию с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов.

В развитии идеи патриотизма в русской философии и педагогической мысли можно выделить следующие этапы:

Начало 11 века – истоки идеи национального духа.

Куликовская битва (1380г.) - новый подъем национального самосознания в 14-15 веках и возрождение русской средневековой культуры в 16 веке.

«Петербургский этап» в истории России (эпоха преобразований, начатая Петром Великим) – оформление представления о Родине как государстве.

30-40-е годы 19 века - кризис просветительской мысли, вдохновлявшей декабристов. Выход - ориентация на более сложные и динамичные идеи, представленные П.Я. Чаадаевым, В.Г. Белинским, А.И. Герценом и славянофилами.

Конец 19 века - возникновение «русской идеи».

Начало 20 века - пересмотр ценностей, что породило еще один период подъема национальной идеи – русский культурный ренессанс на основе нового синтеза отечественной и европейской мысли.

В отечественной педагогике идею воспитания патриотов рассматривали многие педагоги: К. Д. Ушинский, И.М. Ястребцов, С.И. Гессен, А.П. Вахтеров, В.И. Водовозов, С.А. Рачинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, В.Я. Стоюнин Н.А. Корф, , П.Ф. Лесгафт, А.А. Мусин-Пушкин, В.В.Розанов, И.А. Сикорский, но особенно глубоко она была разработана К.Д. Ушинским, обосновавшим принцип народности в педагогике.

К.Д. Ушинский считал, что идеал человека у каждого народа соответствует национальному характеру, что народность является единственным источником жизни народа в истории и, следовательно, прирожденной наклонностью, на которую может рассчитывать воспитание: "Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, укоренной одним страхом наказаний". Патриотическому чувству он отводит одно из главных мест среди нравственных чувств. Ушинский говорит о долге гражданина-патриота, который заключается не только в том, чтобы быть готовым сражаться в "битвах с внешними врагами", но и каждодневном служении Отечеству – "Долг патриота – осознавать общественные недостатки российской действительности и во что бы то ни стало активно помогать родине выйти на лучшую дорогу".

К.Д. Ушинский подчеркивает особую роль семьи в национальном воспитании, так как уже даже на генетическом уровне – "организм родителей со всеми его характеристическими прирожденными особенностями и со всеми изменениями, внесенными в него духовной жизнью человека, в разнообразнейших комбинациях передается детям и составляет для них весь объем прирожденных наклонностей". К.Д. Ушинский большое значение придает родному языку, так как в нем одухотворен народ и Родина.

В дореволюционный период идеи воспитания патриотов высказывали В.С. Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, С.Л. Франк и др.

После 1917 года в России новое содержание патриотического воспитания раскрывались как теоретическо-методические (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные аспекты (военно-патриотическое и воспитание на основе трудовых и боевых традиций советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания, патриотическое воспитание учащихся различного возраста и др.).

В 50-60-е годы вопросы патриотического воспитания были подробно рассмотрены В.А. Сухомлинским, который считал его основным в системе всестороннего воспитания и называл любовь к Родине «сердцевиной человека». Он развил идею народности К.Д. Ушинского и особое внимание в воспитании любви к Родине уделил родному языку, подчеркнул необходимость патриотического воспитания с раннего детства - отсюда и особая роль семьи в формировании образа Родины: любовь к родным – «вот первая школа воспитания чувства долга перед самым дорогим и святым – Родиной». В.А. Сухомлинский рассматривал патриотическое воспитание как процесс воспитания отношения и особо выделял в нем эмоциональную составляющую и впервые четко определил все компоненты ценностного отношения к Родине: «Воспитание гражданина-патриота – это гармония разума, мысли, идей чувств, духовных порывов, поступков. Это и воспитание убеждений, и воспитание сердца …».

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Фронтальный опрос на активизацию опорных знаний школьников о внутренних водах
• Какие виды внутренних вод вы знаете? (Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, водохранилища). • Какие крупные реки Евразии расположены на территории нашей страны? ( Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена, Дон). • От чего зависит характер течения реки? ( От рельефа, от климата). • Как изображаются в ...

Школьный музей
Перестройка системы народного образования и связанная с этим активизация методов учебно-воспитательной работы способствуют воспитанию у школьников интереса к самостоятельным исследованиям и общественно полезной деятельности. Большие возможности для решения этой задачи, для удовлетворения интересов ...

Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции у учащихся
Выделение социолингвистической компетенции в составе коммуникативной значимо для развития умений общения у учащихся, способных участвовать в межкультурной коммуникации. Требования к социолингвистической компетенции в определенной мере сформулированы в монографии «Общеевропейские компетенции владени ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru