Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Пути воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников » Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к родине в отечественной истории философской и педагогической мысли

Становление и развитие идеи воспитания ценностного отношения к родине в отечественной истории философской и педагогической мысли

Страница 4

Критериями результативности процесса воспитания ценностных отношений школьников выступают необходимые и достаточные условия, отражающие уровень сформированности компонентов ценностного отношения (когнитивного, поведенческого и эмоционального). Первый критерий представляет собой степень развития ценностного сознания личности (показателями выступают: осознанность системы ценностных отношений; характер идеалов школьников и, соответственно, приоритетных жизненных ценностей; степень развития рефлексии и потребности в осмыслении жизни).

Второй критерий связан с эмоциональным состоянием, сопровождающим реализацию отношения (показателем выступает преобладающее настроение до, во время и после реализации отношения).

Третий критерий указывает на характер конкретных проявлений ценностного отношения к объекту мира (в качестве показателей выступают: добровольность, свобода выбора и мера бескорыстия при реализации отношения).

Для формирования отношения к Родине как ценности в системе воспитательной работы в школе необходимо знать не только его сущность и содержание, но и внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества.

Такими компонентами являются когнитивный, эмоциональнй, мотивационно-поведенческий.

Когнитивный компонент включает в себя осмысление сущности любви к Родине и способов ее проявления в различных видах деятельности: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций и т.д.

Эмоциональный компонент формируется в образовательном процессе с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались ее славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние в этом имеет художественная литература.

Мотивационно-поведенческий компонент – формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений (разные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми). Учащиеся переживают чувство привязанности к своей земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.

В основе современной парадигмы воспитания лежит процесс становления ценностных отношений. «Прожить отношение – это значит прочувствовать, осмыслить, ощутить в действии связь своего «Я» и объекта действительности». Только устойчивые отношения, постоянно проявляя себя, могут выступить качественными характеристиками. Поэтому главная задача не воспитание патриотических качеств, а воспитание ценностного отношения к Родине, высшим проявлением которого и будет патриотизм.

В истории философской и педагогической мысли Родина была и остается одной из общечеловеческих ценностей. В русской педагогике воспитание любви к Родине традиционно связывают с идеей народности.

Изменившиеся социальные и исторические условия современности потребовали переосмысления идеи патриотического воспитания. На современном этапе актуальной является проблема воспитания ценностного отношения к Родине.

В соответствии с предметом исследования под ценностью понимается положительная значимость объекта для субъекта, ценностное отношение к Родине как устойчивую избирательную предпочтительную связь ребенка с Родиной, которая проявляется в наличии определенного личностного смысла в понятии «Родина» и осознании значимости Родины для жизни остальных людей и самого ребенка, а формирование ценностных отношений у младших школьников как процесс овладения индивидом общественно значимыми ценностями, обогащающими его внутренний мир и способствующими его целостному развитию, осуществляющийся под влиянием педагогического воздействия.

Страницы: 1 2 3 4 

Прочее о педагогике:

Роль и место информационных технологий в обучении
В современном обучении прежние традиции не утратили своего объективного значения. Главное назначение традиционного обучения – вооружить учащихся системой научных знаний, прочными умениями и навыками, с помощью которых они могут не только получать новые знания, но и активно пользоваться ими в личной ...

Предлагаемые ролевые игры при обучении говорению
Предлагаемая ниже игра применяется на заключительном этапе 10 цикла УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательной школы» “What do you know about your family?”. Игра строится на материале, усвоенном на предыдущих уроках, где ученики учились задавать следующие вопросы и отве ...

Особенности психического развития в дошкольный период
Дошкольное детство - это период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики. Вопрос о точных хронологических границах дошкольного возраста остается дискуссионным. В разных странах дети приступают к школьном ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru