Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Пути воспитания ценностного отношения к Родине у младших школьников » Ценностное отношение к родине как компонент содержания начального образования

Ценностное отношение к родине как компонент содержания начального образования

Страница 2

В процессе обучения русскому языку младших школьников особое внимание необходимо обратить на богатейшие возможности языка и речи в познании мира, в выражении эмоций, желаний, на создание условий для возникновения эстетического чувства к родному языку.

Учебники рассматривались с точки зрения их влияния на развитие ценностного отношения на разных уровнях: 1) рациональном, который реализуется в таких видах работы, как чтение, анализ текстов о Родине; 2) уровне чувственного восприятия, отраженном в языке (зрительные, слуховые, обонятельные и др. ощущения); 3) эмоциональном, что предполагает внимание к лексике, в которой оценка является компонентом лексического значения слова (радость, гнев, восхищение и др.), а также к эмоционально-экспрессивной лексике.

В учебнике "Русский язык" 1 класс Т.Г. Рамзаевой рациональный уровень формирования ценностных представлений и понятий отсутствует, уровень чувственного восприятия составляет 50%, эмоциональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 17%.

В учебнике "Русский язык" 1 класс А.В. Полякова рациональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 2%; уровень чувственного восприятия -51%; эмоциональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 27%.

В учебнике"Русский язык" 1 класс В.В. Репкина рациональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 5%; уровень чувственного восприятия-39%; эмоциональный уровень формирования ценностных представлений и понятий составляет 32%.

Тексты о Родине, влияющие на осознание учащимися Родины как ценности на рациональном уровне усвоения (через их чтение и анализ), представлены во всех учебниках явно недостаточно. При этом тексты, содержащие лексику, отражающую чувственное восприятие мира (цвет, запах, звук, вкус и пр.) и опыт эмоционально-ценностного отношения к нему, встречаются во всех учебниках довольно часто. Это происходит за счет использования отрывков из произведений художественной литературы. Наиболее широко они встречаются в учебниках А.В. Поляковой. Однако в заданиях к упражнениям не акцентируется внимание на этой лексике, что недостаточно способствует ее усвоению.

В процессе анализа учебников исследовался также вопрос об оптимальном соотношении рецептивных, репродуктивных и продуктивных методов обучения. С этой целью были рассмотрены учебники развивающих систем обучения и традиционного обучения для 1 класса А.В. Поляковой, В.В. Репкина и Е.В. Восторговой; Т.Г. Рамзаевой. Рецептивные методы наиболее широко представлены в учебнике Т.Г. Рамзаевой. Такой вывод сделан благодаря его красочному оформлению. Ярким колоритом иллюстраций выгодно отличается и учебник В.В. Репкина, Е.В. Восторговой. В книге А.В. Поляковой рисунки слабо стимулируют наглядно-образное мышление учащихся, так как они маленькие и невыразительные. В то же время в этом учебнике присутствует богатый материал народной педагогики (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки), произведения классиков художественного слова, отражающие языковую картину мира русского народа; встречаются задания, обращающие внимание детей на образные средства языка. В учебнике Т.Г. Рамзаевой также много художественных текстов, а в книге В.В. Репкина и Е.А. Восторговой наоборот, их количество невелико (в основном используются тексты безымянных авторов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Прочее о педагогике:

Возрастные особенности старших школьников
Старшеклассник вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при переходе из средней школы в старшие классы или в новые учеб­ные заведения — гимназии, колледжи, училища. Эту ситуа­цию характеризуют не только новые коллективы, но и, самое глав­ное, направленность на будущее: на выбор образа ...

Аналитическое и исследовательское мышление
В 17 веке произошло культурное оформление особого вида человеческой деятельности – исследовательская деятельность. Был сформирован новый социальный институт – исследовательская организация (лаборатория), сформировано сообщество ученых-исследователей. Сформулированы основные принципы организации исс ...

Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности. В понятие «ценность» изначально заложен положительный смысл: ценность есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить. Ц ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru