Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье

Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье

Страница 1

Переживаемое сегодня многими сельскими семьями ухудшение социально-экономического положения приводит к дестабилизации супружеских и межпоколенных отношений, конфликтности, вызывает депрессивные состояния, чувство неудовлетворенности. Дестабилизированная семья не в состоянии полноценно и качественно выполнять свои экономические, социальные, воспитательные функции.

Анализируя основные причины деструкции детско-родительских отношений, тенденции и ресурсы их гармонизации, мы используем результаты исследований Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО в 2001— 2005 гг. Они проводились в рамках Комплексной программы РАО "Системная модернизация образования как фактор социального развития села". В них нашли отражение представления специалистов образования из 20 регионов России, а также мнения детей, родителей и других селян.

При анализе факторов детско-родительских отношений мы придерживаемся сложившейся в педагогике и психологии традиции их изучения, по крайней мере, по трем основаниям: макросистемным, связанным с социально-экономическими и социокультурными особенностями жизни семьи; интраиндивидуальным, зависящим от психологических и биологических особенностей индивидов, включенных в детско-родительские отношения; интериндивидуальным, связанным с особенностями семейного воспитания.

Макросистемные причины определяются совокупностью социально-экономических и социокультурных условий, в которых находится семья: экономическим положением, образованием родителей и характером взаимоотношений, а также культурными семейными традициями.

Анализ макросистемных причин позволяет определить семьи так называемой группы социального риска, принадлежность к которым обусловлена рядом неблагоприятных факторов. Наличие одного из последних не обязательно ведет к социальному отклонению в поведении детей и нарушению детско-родительских отношений, но указывает на вероятность этого.

К социально-экономическим факторам развития сельского социума, деструктивно влияющим на детско-родительские отношения, относятся: низкий материальный уровень жизни многих семей, нерегулярные доходы; плохие жилищные условия (отсутствие возможностей обустроить необходимое личностное пространство членов семей разных поколений или отремонтировать дом) и т.п.

Так, по данным Г.Г. Силласте, основными причинами конфликтов с родителями, как отмечают 14% опрошенных старшеклассников (из 1133 чел.), являются тяжелые условия жизни и обостряющиеся на этой почве отношения между родителями. В свою очередь 36% родителей (из 976 чел.) агрессивное поведение ребенка тоже объясняют создавшимися материальными трудностями.

Этот же мотив, наряду с морально-психологической напряженностью, называли среди основных причин агрессивности школьников и 50,6% опрошенных учителей (из 997 чел.). Следовательно, влияние социально-экономической ситуации в стране и особенно на селе на межличностные отношения детей и родителей осознается значительной частью интервьюированных как основная причина внутрисемейных конфликтов. Именно этот объективный фактор прямого действия обусловливает морально-психологический климат межличностных отношений.

Во многих современных сельских семьях динамика детско-родительских отношений обусловлена заметным вытеснением традиционного уклада жизни.

В частности, постепенно стираются границы между ранее четко обозначенными социально-половыми ролями, наблюдается вариативность выполнения семейных функций, часто связанная со структурной неполнотой или деформацией семьи (заметно увеличилось число не только неполных семей, но и состоящих из прародителей и внуков — без среднего поколения), что затрудняет процесс полноценного взаимодействия. Кроме того, семьи, придерживающиеся традиций обширности, количественно все более вытесняются нуклеарными, т.е. состоящими из одной пары родителей и их несовершеннолетних детей.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Применение русской народной педагогики в семье
«Отношение к женщинам - вот лучший способ проверить благородство мужчины. Он должен к каждой женщине относиться с уважением независимо от того, богатая она или бедная, высокое или низкое занимает общественное положение, и оказывать ей всяческие знаки уважения˝, — записала в дневнике императриц ...

Психологические особенности взаимоотношений спортсменов и тренеров
Тренер много общается со своими питомцами на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах, соревнованиях и т.д. Это обстоятельство имеет свою положительную сторону, так как дает тренеру возможность разносторонне узнать своих подопечных, расширить воспитательное воздействие на них. В то же вр ...

Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности
Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским. Он провозглашает основной целью коллектива «всестороннее развитие такой л ...

Главное меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru