Трудовое воспитание в детском доме

Трудовое воспитание в детском доме

В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта...

Трудовое воспитание в детском доме

Воспитание базовой культуры личности

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.

Педагогическая информация » Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье

Взаимоотношения родителей и детей в сельской семье

Страница 2

Об утрате многих внутрисемейных традиций межпоколенного общения свидетельствуют, в частности, данные проведенных нами интервью с детьми и их родителями. Почти 70% родителей детей дошкольного и школьного возраста из 250 семей затруднились ответить на вопрос о том, какие традиции они особенно оберегают и поддерживают. Треть родителей указали лишь на празднования дней рождения. Мало кто вспомнил о почтительном отношении к людям старшего поколения, о приобщении младших к труду.

К сожалению, приходится констатировать, что большинство взрослых заблуждаются по поводу того, насколько их дети-дошкольники и младшеклассники знают свою родословную.

Так, все опрошенные родители считают, что их дети-дошкольники знают имена и отчества своих мам и пап. Но это верно лишь в отношении половины ребят и лишь около четверти из них правильно называют бабушек и дедушек. 10% воспроизвели имена прадедушек и прабабушек, не сумев указать, чьими родителями они являются.

Незнание своей родословной отражает не только ослабление родственных связей, но и обеднение представлений о прошлом своего рода, о фамильных корнях.

Взрослые, как правило, затруднялись вспомнить, на каком основании дали то или иное имя своему ребенку. Отметим, православные (большинство опрошенных родителей считают себя таковыми) еще век назад уделяли этому особое внимание. Налицо ослабление воспитательного влияния благочестивых традиций религиозной культуры, ибо в крестьянской среде идентификация имени ребенка с образом его небесного покровителя всегда способствовала формированию достойных личностных качеств.

Примечательно, что в процессе активизации просветительной деятельности со взрослыми, а также с детьми — при изучении курса "Основы православия", работники сельских и городских школ (например, О.П. Евдокимычева — Устьевская школа Собинского р-на Владимирской обл.; М.Ю. Дудкина — Новленская школа Вологодского р-на Вологодской обл.; О.М. Потаповская — школа-интернат № 38 Москвы) отмечают возрастание интереса родителей и учеников к нравственным аспектам, обновление и расширение их представлений об именах и истории своей семьи.

К одному из эффективных средств гармонизации детско-родительских и межпоколенных отношений можно отнести совместную с детьми трудовую деятельность. Многие родители осознают, что именно такому труду и общению с малыми детьми и подростками они уделяют недостаточно времени. Лишь иногда матери привлекают их к уборке дома, весьма редко — к работе на огороде, по хозяйству. Лишь некоторые отцы приобщают мальчиков к различным ремеслам, промыслам.

Подтверждением тому служат ответы дошкольников, младших школьников и подростков, указавших в интервью, что они чаще участвуют в уборке дома, иногда кормят кур, не всегда помогают уничтожать сорняки, убирать картошку, собирать ягоды и грибы, рыбачить.

По признанию многих родителей, они, жалея ребят, стараются оградить их от характерных для современных сел бытовых неудобств и тяжелых сельскохозяйственных работ, стремятся "взять все на себя".

Оставляет желать лучшего содержание досугового общения. Выяснилось, что родители лишь в общих чертах знают, чем занимаются ребята в свободное время. Ссылаясь на свою занятость, лишь отдельные взрослые указали на совместную игровую деятельность. Большинство же ссылаются на отсутствие в селах ориентированных на детей и молодежь социокультурных инфраструктур. Примечательно, что в досуговых детских или совместных занятиях в семье и вне ее родители крайне редко обращаются к традиционным народным (подвижным, шуточным) играм, на которые как на любимые указывают в то же время сами дети.

Опытно-экспериментальная работа по активизации детско-родительского игрового взаимодействия в условиях детских садов и школ (п. Колокша и п. Ставрово Собинского р-на Владимирской обл., с. Шереметьево Вяземского р-на Хабаровского края и др.) в ходе подготовки детей к школе выявила не только ресурсы поддержки детей в этот ответственный период их социализации, но и реальные механизмы гармонизации отношений в процессе совместного постижения норм человеческого общения, заложенных в народных сказках, игровых правилах, сюжетно-ролевых коллизиях. Благодатные ресурсы сохраняются в традициях проведения народных праздников, которые поддерживаются и даже развиваются только в тех поселениях, где социокультурным вопросам уделяется должное внимание.

Страницы: 1 2 3 4

Прочее о педагогике:

Современная ситуация в России: новые задачи образования
На рубеже нового столетия одним из наиболее серьезных вопросов, определяющих политику целых государств и их сообществ, стал вопрос о том, куда идет в своем развитии мир. По мнению П.Г.Щедровицкого во второй половине XX века явственно обозначились пределы роста традиционных индустриальных моделей ра ...

Принцип внедрения информационных технологий в учебный процесс ВУЗа
В условиях гуманизации образования формирования индивидуальности будущего педагога становится важнейшей целью профессиональной подготовки. Необходимо создать студенту условия для самореализации самовоспитания и саморазвития. И, прежде всего это становится возможным в процессе обучения, где известны ...

Организация внеклассной работы в начальной школе, ее методы и средства
Рассмотрим систему внеклассной работы по математике в начальной школе. Система внеклассной работы по математике включает совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих организационных форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями. В планировании и проведении внеклассно ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.justeducation.ru